Организация как социальная система, устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы и цели, характеризуется разносторонностью функционирования. Ее развитие осуществляется по крайней мере в трех направлениях — техническом, организационно-экономическом, социальном. Первое из них в основном связано с совершенствованием средств и технологий производства, наличием нужного оборудования и материалов, степенью механизации и автоматизации трудовых процессов. Второе направление выражает формы собственности, уровень специализации и кооперирования производства, систему организации и оплаты труда, структуру и методы управления. Социальное же развитие объемлет персонал организации с его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом и профессиональноквалификационными качествами, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, межличностные и межгрупповые отношения, морально-психологическую атмосферу в коллективе.
Следовательно, социальную среду организации, теснейшим образом взаимосвязанную с технической и организационно-экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности. Эту среду образуют: сам персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, образованию и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми связями; социальная инфраструктура, включая объекты социального назначения; слагаемые качества трудовой жизни работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы.
Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, оттого, насколько условия работы и быта благоприятствуют гуманизации труда, удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему проявлению личности. Вектор социального развития организации должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.
Развитие социальной среды выражается как в форме объективных процессов, т.е. в связях между людьми по поводу их жизненных условий (труда, быта и досуга), так и в субъективном, осознаваемом виде, т.е. в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. К факторам такого развития относятся условия, которыми характеризуются содержание изменений асоциальной среде и адекватные этим изменениям последствия. Они различаются по направленности и формам влияния на персонал как непосредственно — в ходе, во время совместного труда, так и опосредованно — там, где работники и их семьи живут, растят детей, общаются с друзьями, отдыхают (характеристику этих факторов см. в 7.1.2).
Значительное, а нередко решающее влияние на социальную среду организации, уровень благосостояния и качество трудовой жизни работников оказывают и более общие факторы. Имеются в виду, как показано на рис. 1.1, социально-экономическое положение стра-
Рис. 1.1. Общие факторы, воздействующие на социальную среду организации
ны, духовно-нравственное состояние общества, социальная политика государства.
Социально-экономическое положение страны оценивается прежде всего по тому, находится ли она в данный момент на подъеме, в расцвете сил либо переживает спад, кризис и испытывает усиление социальной напряженности. В то же время события, происходящие в любой стране, являются неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации в целом, выражением общих для мира тенденций.
Положение дел в России можно охарактеризовать как кризисное. По оценкам ученых и политиков, страна застряла на полпути в своем продвижении от сверхцентрализованной плановой экономики к утверждению рыночных отношений и социально устроенного государства. Начатые было реформы пока не приносят ощутимых и приемлемых для большинства россиян результатов. Вместо улучшения жизни они обернулись спадом производства, ослаблением притока инвестиций в экономику и социальную сферу, снижением доходов и обнищанием значительной части населения, ухудшением финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки и культуры.
Становится все более очевидным, что рынок сам по себе не может быть панацеей от всех проблем. Нужно существенное исправление и тактики, и стратегической линии социально-экономических преобразований. Необходимо в этом первостепенной важности деле навести порядок, основанный на праве, слаженности рыночных механизмов и государственного регулирования, чтобы открыть не декларируемый только, а фактический простор здоровому соперничеству различных форм собственности и типов хозяйствования, эффективному применению технических, экономических и социальных нововведений, нацеленных на достижение высоких жизненных стандартов для всех слоев населения.
Опыт Германии, Швеции, Японии и ряда других стран с социально развитой рыночной экономикой показывает, что справедливое решение социальных проблем столь же приоритетно, как и достижение экономического роста и получение прибыли. Ориентирами такого рыночного хозяйства являются: соблюдение основных прав человека, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния и социальной зашиты соразмерно потенциалу страны, страхование людей от риска потерять достойное человека жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.
И в России, по общему мнению, осуществление назревших реформ должно идти в русле взаимодействия экономической и социальной эффективности. При этом предпочтение следует отдавать социальным целям с непременным учетом традиций и национальных особенностей страны.
Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, в частности требований преобладающей в данном обществе трудовой морали, этики личного и общественного поведения, высоких критериев гражданской добродетели — всего того, из чего слагается менталитет народа, глубинная сущность его национального и социального характера, мировоззрения и идеалов.
Разумеется, упомянутые компоненты подвижны, переменчивы. Они могут как истончаться, утрачиваться, так и наращиваться, укрепляться. Исторический опыт учит, что успех, благополучие сопутствуют тому обществу, которое постоянно заботится о социальной сфере, воспроизводящей социальные связи и отношения, способно опереться на энтузиазм и созидательный настрой своих членов, обеспечить объединениям граждан и отдельным личностям максимум возможностей для реализации их общезначимых целей. Потому так важно достичь гармонии интересов государства и гражданского общества, слить воедино действие объективных закономерностей социального развития и сознательно предпринимаемые усилия.
Социальная политика государства как мощная сила общественного развития предназначена выполнять ключевую роль в решении социальных проблем, встающих перед той или иной страной. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на экономические структуры и общественную поддержку, такая политика должна аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития, способствовать созданию оптимальных условий для жизни людей, совершенствованию социальных связей, взаимодействия и отношений между ними, осуществлять на деле социальную справедливость.
Основной объект воздействия социальной политики — социальная сфера, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Эта сфера охватывает разнообразные отношения между личностями, социальными группами и слоями в том их виде, в каком они складываются на конкретный исторический момент, включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе учреждения здравоохранения» образования, науки и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Социальная сфера вбирает в себя систему социального обслуживания населения, социальной защиты и гарантий граждан, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.
Содержание и конкретные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих социальных функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов.
Практика большинства стран подтверждает, что при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения государства социальная политика обладает и самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях она должна быть приоритетной для властных структур любого государства.
Следуя общепризнанным принципам, Конституция нашей страны (ст. 7) провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Приоритет социальной политики, равно как и социальной сферы, означает в первую очередь поиск реальных путей к более высокому уровню потребления, росту продолжительности жизни, дальнейшему развитию образования и культуры, экологическому благополучию, недопустимости каких-либо поползновений на свертывание социальных программ и умаление гарантий. Люди в любой стране не довольствуются минимумом социальных улучшений, а надеются на вполне обеспеченную, безопасную и цивилизованную жизнь. Они хотят, чтобы социальная политика продвигалась не «гуманизмом поневоле», а высокой целью доведения «социального минимума» до достойного человека уровня.
Но так дело обстоит не везде. В ряде стран, к которым можно отнести и Россию, социальная политика не выступает хорошо продуманным, концептуально выверенным инструментом регулирования социальных отношений и процессов, средством оптимальной увязки экономики и социальной сферы. В частности, не достает понимания той простой истины, что низкие заработки и доходы ограничивают спрос на товары и услуги, лишают производство емкого и платежеспособного рынка сбыта. Социальная сфера — вовсе не иждивенка, а социальные расходы — не безвозвратные затраты, не простой вычет из экономических ресурсов. Они совершенно необходимы как вложения в человеческий капитал, которые в конечном счете оборачиваются повышением производительности и качества труда, расширением потребления. Таким образом, взвешенная социальная политика весьма значима как своего рода инвестор, стимулятор экономического роста и благосостояния общества.
В жестких условиях рынка отдельно взятые хозяйственные единицы и предпринимательские структуры не могут, да и не в состоянии в полной мере заниматься социальной сферой. Эту важнейшую функцию предназначены исполнять органы власти. Именно государство своей регулирующей ролью обязано компенсировать, устранять недостатки, изначально свойственные рыночной стихии, устанавливать «правила игры». Оно, в частности, не вмешиваясь прямо в управление предприятиями, ценообразование и установление размеров оплаты труда, имеет возможность и должно в соответствии с законами страны осуществлять контроль за тем, чтобы получение прибыли не наносило ущерба социальным целям рыночной экономики, чтобы заработная плата, предусмотренная соглашениями между работодателями и профсоюзами, повышалась пропорционально росту производительности труда, чтобы рынок рабочей силы реагировал на безработицу и сужал ее масштабы, чтобы своевременно производились социальные выплаты и принимались другие меры социальной зашиты.
Социальная политика не сводится к провозглашению государством социальных целей и объявлению гарантий, а должна быть представлена системой конкретных мероприятий по их реализации, рассчитанной на краткосрочную (обычно в течение года), среднесрочную (три-пять лет) и долгосрочную (десять и более лет) перспективу. Регулирование социальной сферы предполагает целенаправленное функционирование различных социальных институтов — системы ценностных установок, образцов и норм поведения, ветвей и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей и других общественных организаций.
В Российской Федерации основы институционного регулирования социальной сферы, установленные Конституцией страны, предусматривают проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. При этом большинство вопросов социальной политики являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов.
На федеральном уровне функции проведения единой политики в социальной области должно выполнять правительство страны. В управлении социальной сферой участвуют также органы здравоохранения, культуры, образования, труда и социального развития, другие звенья государственного управления, призванные прогнозировать, планировать, направлять, координировать деятельность соответствующих отраслей, предприятий и учреждений. На уровне субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) создаются аналогичные министерства, департаменты, управления или отделы. Свои подразделения по социальным вопросам имеют управленческие структуры городов и районов.
Составной частью общей системы целей и задач социальной политики государства является региональная политика в социальной сфере. Она должна обеспечивать равное качество и уровень жизни населения во всех регионах России. Эти регионы, как правило, совпадают с территориями субъектов Федерации, обладают общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Субъектам Федерации принадлежит ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, учитывающих уровень социально-экономического развития территории, финансовые возможности, демографическую ситуацию, природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности труда, быта, потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Для успеха социальной политики государства важно, чтобы по поводу ее главных ориентиров и приоритетов достигалось общественное согласие. В рамки такого консенсуса «вписываются» гармонизация интересов граждан и государства в целом, социально-психологическое восприятие большей частью общества целей и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы, взаимодействие участников социального партнерства, позволяющего цивилизованным способом решать проблемы занятости, улучшения условий и оплаты труда, социальной защиты как работающих, так и всего населения. Только так достигаются доверие народа правительству, массовая поддержка проводимой им социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации по ряду упоминавшихся выше причин в последние годы не пользуется необходимой поддержкой со стороны граждан, страдающих от чрезмерных социальных издержек предпринимаемых в стране реформ. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что большинство россиян, негативно оценивая сложившуюся ситуацию, выказывают низкую степень доверия центральным и региональным органам власти, что, конечно же, не может быть благоприятным фоном для осуществления социально-экономических преобразований.
В настоящее время наметилась тенденции к перемене настроения россиян. Опросы показали, что большая часть взрослого населения страны, признавая трудности, отмечают признаки улучшения условий жизни. Но по-прежнему актуальны восстановление доверия к власти, обязательствам государства, достижение конструктивного согласия на основе обшей цели — реального и устойчивого роста благосостояния людей в соответствии с имеющимися возможностями.
В качестве конкретных выдвигаются задачи, направленные, в частности, на то, чтобы сделать расходы по оплате труда и социальным выплатам защищенными, т.е. не подлежащими какому-либо сокращению, переходить шаг за шагом на адресный принцип социальной защиты, активно внедрять страховые методы пополнения источников покрытия социальных расходов, строго контролировать деятельность социальных ведомств, фондов социального развития.