Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) (М., 2000). Данный документ предусматривает три вида эффективности проектов:
- коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
- бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов;
- народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность.
Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.
В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi(t) и отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):
Фi(t) = Пi(t) — Oi(t),
где i — номер вида деятельности (1, 2, 3,…).
Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):
Ф(t) = [П1(t) — O1(t)] + [П2(t) — О2(t)] = Ф1(t) + Ф2(t)
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Bt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:
Вt = Дt — Рt.
Интегральный бюджетный эффект (Винт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт):
Винт = Динт — Ринт.
Показатели народнохозяйственной экономической эффектности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
- социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проекта.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:
- затраты организаций — потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;
- амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым и другими участниками;
- все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;
- проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
- затраты иностранных участников.
Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов: остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств; арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:
- региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этими же или другими участниками проекта организации региона (отрасли);
- социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в организациях отрасли);
- косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).
В состав затрат при этом включаются только затраты организаций — участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:
- производственные результаты;
- выручка от реализации произведенной продукции за вычетом израсходованной на собственные нужды;
- социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
При оценке экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом (принятии решения об экономической целесообразности осуществления проекта, выборе лучшего варианта) могут быть использованы следующие обобщающие показатели:
- Чистый дисконтированный доход (ЧДД), или интегральный экономический эффект (Эинт), определяется как сумма текущих экономических эффектов за весь период, приведенная к начальному шагу (начальному году расчетного периода), или как превышение интегральных экономических результатов над интегральными затратами. Величина вычисляется по формуле
где Р — экономические результаты осуществления мероприятий за расчетный период, руб.; К — затраты на осуществление мероприятий за расчетный период, руб.; tн — начальный шаг (начальный год расчетного периода); tк — конечный шаг (конечный год расчетного периода); Рt — экономические результаты, достигаемые на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.; Кt — затраты, осуществляемые на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.; at — коэффициент дисконтирования (коэффициент приведения разновременных затрат и экономических результатов к расчетному году).
На практике иногда используют модифицированную формулу определения ЧДД
где К’t — затраты на t-м шаге при условии, что в них не входят капиталовложения, руб.; Квл — сумма дисконтированных капиталовложений, руб.
где К’вл — капиталовложения на t-м шаге (в t-м году расчетного периода), руб.
Если ЧДД положителен, проект является экономически целесообразным и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.
- Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложений и рассчитывается по следующей формуле:
- Внутренняя норма доходности (ВНД) — представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных экономических эффектов равна капиталовложениям. Евн определяется исходя из равенства
ВНД проекта определяется в процессе расчета и сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода, реализация проекта оправдана.
- Срок окупаемости (Ток) — минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный экономический эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости определяется исходя из следующего условия:
где t — временной интервал, за пределами которого становится неотрицательным.
- Другие показатели, учитывающие интересы участников или специфику проекта, в частности рентабельность инвестиций (Ри), определяется по формуле
При оценке экономической эффективности соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном году расчетного периода. Для приведения разновременных экономических затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта Е, равная приемлемой для организации норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному моменту времени затрат, экономических результатов и эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации проекта (t-м году расчетного периода), удобно производить путем умножения на коэффициент дисконтирования аt, определяемый для постоянной нормы дисконта Е как
При проведении расчетов можно воспользоваться значениями коэффициента дисконтирования при различной величине нормы дисконта, приведенными в табл. 9.15. Характеристика экономических результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом предстаалена в табл. 9.16.
В рыночной экономике величина Е определяется исходя из депозитного процента по вкладам (в постоянных ценах). На практике она принимается больше его значения за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями. Приведенная оценка нормы дисконта справедлива для собственного капитала. В случае если инвестируемые средства являются заемными, норма дисконта представляет собой соответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат и погашения по займам.
Таблица 9.15. Значение коэффициента дисконтирования аt, при различных нормах дисконта
Год (t) | Норме дисконта E, % | ||||||||
5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 15 | 16 | 20 | 24 | |
1 | 0.952381 | 0.943396 | 0.925926 | 0.909091 | 0.892857 | 0.862069 | 0.847458 | 0.833333 | 0.806452 |
2 | 0.907029 | 0.889996 | 0.857339 | 0.826446 | 0.797194 | 0.756144 | 0.718184 | 0.694444 | 0.650364 |
3 | 0.863838 | 0.839619 | 0.793832 | 0.751315 | 0.711780 | 0.667516 | 0.608631 | 0.578704 | 0.524487 |
4 | 0.822702 | 0.792094 | 0.735030 | 0.683013 | 0.635518 | 0.571753 | 0 515789 | 0.482253 | 0.422974 |
5 | 0.783526 | 0.747258 | 0.680583 | 0.620921 | 0.567427 | 0.497177 | 0.437109 | 0.401878 | 0.341108 |
6 | 0.746215 | 0.704996 | 0.630170 | 0.564474 | 0.506631 | 0.432328 | 0.373925 | 0.334896 | 0.275087 |
7 | 0.710681 | 0.665057 | 0.583490 | 0.513158 | 0.452349 | 0.375937 | 0.313925 | 0.279082 | 0.221844 |
8 | 0.676839 | 0.627412 | 0.540269 | 0.466507 | 0.403883 | 0.326902 | 0.266038 | 0.232468 | 0.178907 |
9 | 0.644609 | 0.591898 | 0.500249 | 0.424098 | 0.360610 | 0.284262 | 0.225456 | 0.193807 | 0.144280 |
10 | 0.613913 | 0.558394 | 0.463193 | 0.385543 | 0.321973 | 0.247185 | 0.226684 | 0.161506 | 0.116354 |
Год (t) | Норме дисконта E, % | |||||||||
28 | 30 | 34 | 40 | 50 | 80 | 100 | 130 | 160 | 200 | |
1 | 0.781250 | 0.769231 | 0.746269 | 0.714286 | 0.666667 | 0.555556 | 0.5 | 0.434783 | 0.384615 | 0.333333 |
2 | 0.810352 | 0.591716 | 0.556917 | 0.510204 | 0.444444 | 0.308642 | 0.25 | 0.189036 | 0.147296 | 0.111111 |
3 | 0.47Б837 | 0.455166 | 0.415610 | 0.364431 | 0.296296 | 0.171468 | 0.125 | 0.082190 | 0.056896 | 0.037030 |
4 | 0.372529 | 0.350128 | 0.310156 | 0.260308 | 0.197531 | 0.095260 | 0.0625 | 0.035735 | 0.021883 | 0.012346 |
5 | 0.291038 | 0.269329 | 0.231460 | 0.185934 | 0.131687 | 0.052922 | 0.03125 | 0.015537 | 0.008417 | 0.004115 |
6 | 0.227374 | 0.207176 | 0.172731 | 0.138100 | 0.087791 | 0.029401 | 0.015625 | 0.006755 | 0.003237 | 0.001372 |
7 | 0.177636 | 0.159366 | 0.128904 | 0.094865 | 0.058528 | 0.016344 | 0.007813 | 0.002937 | 0.001245 | 0.000457 |
8 | 0.138778 | 0.122589 | 0.096197 | 0.067760 | 0.039018 | 0.009074 | 0.003906 | 0.001277 | 0.000479 | 0.000152 |
9 | 0.108420 | 0.094300 | 0.071789 | 0.048400 | 0.026012 | 0.005041 | 0.001953 | 0.000555 | 0.000184 | 0.000051 |
10 | 0.084738 | 0.072538 | 0.053572 | 0.034572 | 0.017342 | 0.002801 | 0.000977 | 0.000241 | 0.000071 | 0.000017 |
Таблица 9.16. Экономические результаты совершенствования системы и технологии управления персоналом организации
Область формирования (система управления и производственная система организации) | Экономические результаты | Показатели |
1. Элементы функциональных подсистем системы управления организации | ||
1.1. Функции управления | Снижение затрат на осуществление функций |
|
1.2. Организационная структура управления | Совершенствование организационной структуры управления, повышение согласованности работы функциональных подразделений |
|
1.3. Кадры управления | Повышение производительности труда, сокращение численности управленческих работников, повышение культуры управления: повышение профессионального мастерства |
|
1.4. Текжческие средства управления | Улучшение использования ЭВМ. улучшение использования оргтехники |
|
1.5. Информация | Снижение трудоемкости обработки информации, удешевление разработки документации, уменьшение ошибок в документации |
|
1.6 Методы организации управления | Снижение затрат на орглроектирование, повышение роли экономических методов управления |
|
1.7. Технология управления | Снижение трудоемкости осуществления процедур (операций), снижение стоимости разработки технологических процессов управления. повышение уровня регламентации труда |
|
1.8. Решения | Сокращение цикла обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений |
|
2. Элементы подсистем производственной системы организации | ||
2.1. Производственные функции | Сокращение потерь рабочего времени, сокращение времени на сверхурочные работы |
|
2.2. Организационная структура производства | Совершенствование организационной структуры производства, повышение ритмичности работы производственных подразделений |
|
2.3. Кадры производства | Высвобождение рабочих, улучшение использования рабьих кадров, повышение производительности труда рабочих, повышение культуры производства, повышение уровня квалификации, повышение уровня трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, улучшение качества трудовых норм |
|
2.4. Средства труда | Улучшение использования машин, оборудования, транспортных средств и производственных площадей. повышение уровня механизации и автоматизации производства |
|
2.5. Предметы трупа | Снижение сверхнормативных запасов материальных ресурсов, улучшение использования материальных ресурсов, снижение затрат на хранение материальных ценностей, ускорение оборачиваемости оборотных средств, улучшение качества материальных норм |
|
2.6 Методы органиэащи производства | Сокращение длительности производственного цикла |
|
2.7. Технология производства | Повышение уровня прогрессивности применяемой технологии, уменьшение удельного веса ручного труда в технологических процессах |
|
2.6. Продукция | Повышение качества продукции и услуг, рост объема производства продукции и услуг, снижение трудоемкости изготовления продукции, снижение материалоемкости продукции |
|
Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
Оценка эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации.
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
- обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);
- реализация и развитие индивидуальных способностей работников;
- определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);
- благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести;
- ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
- ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Позитивные социальные последствия проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом могут формироваться (и должны оцениваться) и за пределами организации (формирование благоприятного имиджа организации, создание новых рабочих мест и обеспечение стабильной занятости в регионе, обеспечение безопасности продукции для пользователей и природы и пр.). Характеристика социальных результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом представлена в табл. 9.17.
Таблица 9.17. Социальные результаты совершенствования системы и технологии управления персоналом организации
Область формирования (функциональные подсистемы системы управления персоналом) | Социальные результаты | Показатели |
1 | 2 | 3 |
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала | Обеспечение полной реализации потенциала работников организации Обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников Обеспечение возможности занятости для ищущих работу в регионе Обеспечение возможности снижения негативных последствий высвобождения работников Обеспечение стабильности персонала Формирование благоприятного имиджа организации | Сокращение количества рабочих, занятых не по профилю профессии Сокращение числа сверхурочных часов на одного работающего Увеличение количества работников, принятых по направлению служб занятости Сокращение числа конфликтов в связи с необоснованным увольнением персонала Рост числа случаев положительного освещения деятельности организации в средствах массовой информации |
2. Подсистема наши учета персонала | Обеспечение использования персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями Обеспечение приема персонала, способного адаптироваться к организации (в том числе к ее корпоративной культуре) Повышение обоснованности кадровых решений о перемещении персонала | Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных содержанием и режимом работы Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи с неудовлетворенностью содержанием и режимом работы Снижение текучести кадров, проработавших в организации менее одного года в связи с нереализованными ожиданиями |
3. Подсистема условий трупа | Обеспечение реализации системы требований психофизиологии и эргономики трупа Обеспечение соблюдения требований технической эстетики Обеспечение реализации системы стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований Гуманизация труда (обогащение содержания труда, снижение монотонности, объединение разрозненных элементов в реботу, более соответствующую требованиям высокоразвитой личности и пр) Сокращение загрязнения окружающей среды, сохранение живой природы и окружающего ландшафта | Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда Снижение удельного веса рабочих, занятых на работах с вредными условиями Снижение удельного веса рабочих, выполняющих работу вручную Увеличение удельного веса основных фондов природоохранного назначения в общей стоимости основных фондов Увеличение числа мер, направленных на обеспечение чистоты территории предприятия и близлежащих территорий Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных условиями работы Сокращение частоты производственного травматизма Сокращение количества случаев профессиональных заболеваний Сокращение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников Увеличение продолжительности жизни работников |
4. Подсистема трудовых отношений | Обеспечение своевременного выявления проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях Обеспечение соблюдения этичеоои норм взаимоотношений Обеспечение возможности принятия решений в случаях, когда необходим поиск компромиссов Формирование благоприятного имиджа организации Наличие мканиамое координации работ по решению проблем социально-трудовых отношений | Сокращение числа конфликтов по производственным вопросам по структурным подразделениям Сокращение числа социально-трудовых конфликтов в расчете на одного работника Сокращение потерь времени из-за социально-трудовых конфликтов Сокращение числа обращений к администрации со стороны сотрудников с просьбой о переводе в другие подразделения в связи с проблемами групповых и индивидуальных взаимоотношений Удельный вес работников, удовлетворенных взаимоотношениями с руководством |
5. Подсистема развития персонала | Обеспечение условий для всесторонней адаптации персонала к условиям работы в организации Повышение содержательности труда Реализация и развитие индивидуальных способностей работников Повышение конкурентоспособности персонала Обеспечение согласования целей работников и администрации при управлении карьерой Обеспечение овладения социокультурными нормами организации | Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными двумя и более специальностями и профессиями Увеличение удельного веса работников, повышающих квалификацию Увеличение удельного веса работников, выразивших удовлетворение возможностями личного возвышения Повышение удельного веса изобретателей и рационализаторов в общей численности работающих Увеличение числа поданных рационализаторских предложений и изобретений Снижение уровня текучести по причине неудовлетворенности возможностями развития Сокращение требуемой продолжительности периода адаптации |
6. Подсистема мотивации поведения персонала | Обеспечение связи между результативностью и оплатой труда Обеспечение возможностей личного развития работников Формирование чувства причастности работника к организации | Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение осознанием полезности труда Повышение удельного веса работающих, выразивших удовлетворенность системой вознаграждения Снижение абсентеизма Удельный вес работающих, выразивших удовлетворенность условиями для самовыражения Удельный вес работающих — членов творческих групп, советов |
7. Подсистема социального развития | Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала Формирование благоприятного социально-психологического климата Противодействие вредным привычкам. ведущим к физическому нездоровью или асоциальному поведению Обеспечение механизма обратной связи с работниками, исходя из их желания и нужд Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом Создание возможностей для общения вне работы и участия в общественной жизни Улучшение условий домашнего быта | Рост количества мероприятий, направленных на поддержание здорового образа жизни Увеличение удельного веса сотрудников, удовлетворенных социально-психологическим климатом в их коллективе Сокращение числа случаев задержания органами милиции и общественными правоохранительными органами работников предприятия Увеличение удельного веса работников, удовлетворенных действиями администрации по личным заявлениям Увеличение удельного веса работников, положительно оценивающих условия для общения вне работы и участия в общественной жизни |
8. Подсистема развития оргструктур управления | Обеспечение способности организации к перестройке своих структур в зависимости от изменения целей и внешней среды Обеспечение принятия руководящих решений с ясным и четким изложением Обеспечение четкого определения прав и обязанностей работников | Удельный вес работников, для которых разработаны должностные инструкции Удельный вес подразделений, для которых разработаны положения Увеличение числа изменений в организационной структуре по причине изменения целей и факторов внешней среды Увеличение удельного веса научно обоснованных управленческих процедур |
9. Подсистема правового обеспечения системы — управления персоналом | Обеспечение соответствия кадровых решений требованиям трудового законодательства Повышение обоснованности кадровых решений | Сокращение числа трудовых споров, вызванных нарушением трудовых прав работников Сокращение удельного веса работников, указывающих на недостаточную обоснованность кадровых решений (не учитываются интересы персонала) |
Следует обратить внимание на принципиальную взаимосвязь экономической и социальной эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом, которая объясняется следующим: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
Социальные результаты в ряде случаев поддаются стоимостной оценке (например, увеличение выпуска, повышение качества продукции вследствие более полной реализации трудового потенциала персонала, уменьшение ущерба от сокращения кадров вследствие роста удовлетворенности трудом, сокращение потребности в социальных льготах и компенсациях для нейтрализации или ослабления неблагоприятных условий труда и т.д.) и могут быть включены в состав общих результатов в рамках определения его экономической эффективности.
При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:
- экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность — как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера;
- рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;
- вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом
Затраты на совершенствование системы управления персоналом подразделяются на единовременные и текущие. Зачастую эти затраты значительны, поэтому их необходимо учитывать при оценке экономической эффективности совершенствования управления персоналом организации.
Единовременные затраты на совершенствование управления включают следующие составляющие:
Ky = Ky1 + Ky2 + Ky3 + Ky4,
где Ку1 — предпроизводственные затраты; Ку2 — капитальные вложения в управление, связанные с внедрением мероприятий: КУ3 — сопутствующие капитальные вложения в производство, вызванные осуществлением мероприятий; Ку4 — сопутствующие капитальные вложения при использовании продукции, произведенной после осуществления мероприятий.
Предпроизводственные затраты (Кy1) состоят из затрат на научно-исследовательские работы, разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом. Размер этих затрат определяется по сметной стоимости работ, если они выполняются по договору сторонними организациями. Если работы организация выполняет силами своих работников, то затраты следует определять по формуле
где
- 3i — месячный оклад i-го работника, занятого разработкой орг- проекта, руб.;
- Мi — количество месяцев работы в году i-го работника, занятого разработкой оргпроекта;
- n — количество работников, занятых разработкой оргпроекта;
- Кд — коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату;
- Кс — коэффициент, учитывающий отчисления на социальное страхование;
- Зр — другие затраты, связанные с разработкой и внедрением оргпроекта (расходы на командировки, служебные разъезды, канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, расходы по использованию ЭВМ и оргтехники при разработке оргпроекта, расходы на повышение квалификации разработчиков оргпроекта и т.п.).
Структура предпроизводственных затрат для каждого этапа разработки оргпроекта такова: разработка ТЭО — 10%, разработка задания на оргпроектирование (ЗО) — 15%, разработка организационного общего проекта (ООП) — 20%, разработка организационного рабочего проекта (ОРП) — 30%, внедрение оргпроекта — 25%.
Такая группировка затрат нужна для обоснованного использования в расчетах эффективности лага времени, рааличных источников финансирования текущих затрат, кредитования, средств специальных фондов организации.
Капитальные вложения в управление, связанные с внедрением мероприятий (Ку2), определяются по формуле
Кy2 = Ктсу + Ктнн + Кн + Ксрз + Кпк + Кос — Кв,
где
- Ктсу — затраты на приобретение вычислительной техники, периферийных устройств, средств связи, вспомогательного оборудования, организационной техники (определяются по прейскурантным ценам);
- Ктнн — затраты на транспортировку, монтаж, наладку и пуск технических средств управления (применительно к ЭВМ принимаются равными 10% стоимости ЭВМ для укрупненных расчетов);
- Кн — затраты на покупку производственно-хозяйственного инвентаря (определяются по прейскурантным ценам);
- Ксрз — затраты на строительство и реконструкцию зданий, сооружений и помещений, связанных с мероприятиями по совершенствованию управления персоналом, которые равны СПН (где С — стоимость 1 м3 здания, помещения, руб.;
- П — площадь здания, помещения, м2;
- Н — высота этажа здания, помещения, м);
- Кпк — затраты на переподготовку и повышение квалификации работников управления для работы в условиях после внедрения мероприятий.
Включают затраты на создание материально-технической базы организации по повышению квалификации: сметную стоимость зданий, непосредственно предназначенных для занятий; сметную стоимость здания общежития и его основного оборудования; капитальные вложения в транспортные средства; средства на покупку инвентаря длительного пользования; стоимость вычислительной, организационной и контрольнообучающей техники; Кос — затраты на пополнение оборотных средств (приобретение новых бланков и других средств документационного оформления и носителей информации, вспомогательных материалов для ЭВМ и других технических средств управления). Для укрупненных расчетов принимаются равными 5% стоимости технических средств управления; Кв — сумма реализации высвобожденных в результате внедрения оргпроекта технических средств управления.
Сопутствующие капитальные вложения в производство (Ку3), вызванные мероприятиями по совершенствованию управления, включают затраты на приобретение или изготовление основных и оборотных фондов. Определяются по фактическим затратам на покупку или производство соответствующих фондов
Ку3 = Кзл + Кс + Коб + Кк + Косн + Ко — Кл,
где
- Кзл — капитальные вложения в производственные здания;
- Кс — капитальные вложения в сооружения и передаточные устройства;
- Коб — капитальные вложения в машины, оборудование и транспортные средства;
- Кн — капитальные вложения в производственно-хозяйственный инвентарь;
- Косн — капитальные вложения в технологическую оснастку и инструмент;
- Ко — капитальные вложения в оборотные фонды; Кл — сумма реализации высвобождаемых в результате внедрения мероприятий производственных фондов.
Сопутствующие капитальные вложения при использовании продукции (Ку4) определяются по формуле
Ку4 = Кн — Кнл,
где
- Кн — капитальные вложения при использовании этой продукции;
- Кнл — сумма реализации высвобождаемых производственных фондов при использовании этой продукции.
Годовые текущие затраты, связанные с совершенствованием управления персоналом (Зу), определяются так:
3у = З1 + З2 + З3 + З4 + З5 + З6 + З7 + З8 + З9 + З10 + З11,
где
- З1, — основная и дополнительная заработная плата;
- З2 — отчисления на социальное страхование;
- З3 — расходы на командировки;
- З4 — расходы на служебные разъезды;
- З5 — расходы на содержание легкового транспорта (ремонт и амортизация);
- З6 — канцелярские и типографские расходы;
- З7 — почтовотелеграфные и телефонные расходы;
- З8 — расходы на содержание и эксплуатацию зданий, помещений и инвентаря (ремонт, амортизация, стоимость электроэнергии);
- З9 — расходы на содержание и эксплуатацию ЭВМ и оргтехники (ремонт, амортизация, стоимость вспомогательных материалов и электроэнергии);
- З10 — расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров; включают текущие годовые расходы организации, осуществляющей обучение. Сюда входят заработная плата профессорско-преподавательского персонала, почасовой фонд, отчисления на социальное страхование, административно-управленческие и учебные расходы. Текущие годовые затраты организаций, где постоянно работают слушатели, включают расходы на прост к месту обучения и обратно, расходы на заработную плату за все время обучения;
- З11 — прочие управленческие расходы, не вошедшие в перечисленные статьи расходов (стоимость услуг сторонних организаций, затраты на приобретение спецодежды, плата за фонды в бюджет и другие расходы).
Текущие затраты на совершенствование управления персоналом рассчитываются по каждой статье расходов, изменяющейся в результате осуществления мероприятий.