Обычно считается, что аналитик рассматривает цену в качестве первичного индикатора, а объем торговли и открытую позицию как вторичные.
Для понимания значения этих двух элементов определим их.
Объем торговли представляет собой число контрактов, заключенных за определенный период. Он обычно включается в дневные графики, иногда в недельные, но не включается в месячные графики. Каждая заключенная сделка увеличивает этот показатель, пока сделок нет, он не меняется, но не может и уменьшиться.
График объема торговли. Чем больше объем, тем выше заинтересованность участников рынка в данный торговый день. Обычно объем торговли считается индикатором, усиливающим ценовые тенденции. Высокий объем показывает, что существующая тенденция имеет инерцию и, вероятно, сохранится. Падение объема может быть сигналом того, что тенденция теряет силу.
График открытой позиции. Открытая позиция показывает, насколько интересен тот или иной контракт с долгосрочной точки зрения, т. е. насколько серьезно участники рынка воспринимают текущий тренд.
Увеличение открытой позиции говорит о том, что сделки, заключенные в данный торговый день, были не только спекулятивными, но и хеджевыми, и большое число участников рынка не спешит закрывать свои позиции. Значит, текущий тренд еще довольно силен. С другой стороны, при накоплении критически большой открытой позиции на рынке создается напряженная и опасная ситуация и может произойти обвальный, катастрофический разворот, характеризуемый резким повышением объема торговли.
Критерий открытой позиции не однозначен. Общее правило можно сформулировать так: увеличение объема должно подтверждаться достаточной открытой позицией. Таким образом, открытая позиция как бы показывает приток денег на рынок и их отток с рынка. Когда она увеличивается, деньги притекают на рынок: новые продавцы открывают позиции с новыми покупателями. Это повышает вероятность того, что существующая тенденция продолжится. Уменьшающаяся открытая позиция отражает ликвидирующийся рынок и, возможно, приближение смены тенденции.
Рассматривая открытую позицию, аналитик должен учитывать ее сезонность. На любом фьючерсном рынке открытая позиция увеличивается или падает по причинам, связанным с природой лежащего в основе товара или финансового инструмента. Таким образом, все изменения этого показателя нужно сравнить с прогнозируемыми ценовыми изменениями, прежде чем признавать их в качестве индикаторов тенденции.
Объем торговли и открытая позиция рассматриваются как вторичные индикаторы после цены.