Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений (рис. 3.1):
- корпоративный,
- деловой,
- функциональный.
Корпоративная (портфельная) стратегия
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.
Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
Корпоративная стратегия включает:
- распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;
- решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска, и получения эффекта синергии;
- изменение структуры корпорации;
- решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;
- единую стратегическую ориентацию подразделений. Важным решением, принимаемым на корпоративном уровне, является решение о финансировании продуктов или бизнес-единиц на бюджетной, а не на чисто коммерческой основе. Следовательно, ресурсы между подразделениями могут перераспределяться планомерно.
Деловая стратегия (бизнес-стратегия)
На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке (например, на рынке миксеров), кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д.
Функциональные стратегии
Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т.д. Целью функциональной стратегии является поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Так, типичная стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом.
В табл. 3.1 приведены сравнительные характеристики разных уровней стратегий.
Параметры | Бюджетирован ие | Долгосрочное планирование | Стратегическ ое планировани е | Стратегически й менеджмент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Допущения | Прошлое повторяется | Тенденции сохраняются — экстраполяция | Новые явления/тенд енции предсказуем ы | Частичная предсказуемос ть по слабым сигналам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип изменений | Медленнее реакции фирмы | Сравним с реакцией фирмы | Быстрее реакции фирмы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Процесс | Циклический | Реальное время | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основа управления | Контроль отклонений, комплексное управление | Предвидение роста, основ и возможностей | Изменение стратегическ их замыслов | Учет развития рынка и внешней среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акцент в управлении | Стабильность / реактивность | Предвидение | Исследовани е | Творчество | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Период | с 1900 г. | с 1950-х гг. | с 1970-х гг. | с 1980-х гг. |
Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий (рис. 3.2).
Процесс формирования иерархии стратегий может быть различным. Различают стратегическое планирование «сверху вниз», при котором высшие менеджеры инициируют процесс формирования стратегии и уполномочивают стратегические единицы бизнеса и функциональные подразделения формулировать собственные стратегии как средства реализации корпоративной стратегии.
Другой подход – это стратегическое планирование «снизу вверх», при котором процесс формирования стратегии стимулируется предложениями хозяйственных и функциональных подразделений. Для обоих подходов наиболее важным является то, насколько результативно взаимодействие между уровнями управления.