Принцип – основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.
Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.
Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.
Менеджеру низшего звена по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору ІІІ категории, рабочему) – еще проще.
Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.
При формировании структуры и содержания принципов управления персоналом будем исходить из посылок:
1) комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям;
2) ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;
3) дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.
В таблице 10.1 приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.
Таблица 10.1 Принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления
Принципы работы руководителя |
Содержание принципа |
1. Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой |
– воспроизводства системы жизнеобеспечения; – правовой регламентации управления; – социальной ориентации развития экономики; – научной обоснованности системы управления; – системности управления; – ориентации экономики на инновационный путь развития; – сохранения собственных сырьевых ресурсов; – ранжирования объектов управления по их важности; – единства теории и практики управления; – сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления; – рационализации уровня специализации, универсализации и централизации управления; – организованности управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность за результаты работы и др.); – рационального сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской и др.); – обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам (времени, качеству, риску и т.д.) |
2. Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю |
Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований: – общая подготовка; – экономико-правовая подготовка; – профессиональная подготовка в области менеджмента; – умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности; – умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей; – умение общаться с людьми, быть коммуникабельным; – практический опыт и навыки. |
3. Рациональное сочетание методов управления |
К основным методам управления относятся: – методы принуждения; – методы побуждения; – методы убеждения. По нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов – 4: 4: 2 |
4. Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных объектов |
Стандартная структура системы менеджмента: 1) внешнее окружение (вход, выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая подсистемы). Система менеджмента – система достижения конкурентоспособности управляемого объекта |
5. Приоритет стратегических вопросов перед тактическими |
Оптимальная структура рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке: – 40% времени – стратегическим задачам; – 25% – тактическим; – 35% – оперативным |
6. Применение к управлению (менеджменту) научных подходов |
Для обеспечения качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам должен применять научные подходы: системный, маркетинговый, функциональный, воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др. (см. гл. 2) |
7. Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя) |
Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию |
8. Уважение личности |
На основе уважения к человеку создавать достойную и оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и выявления его возможностей по развитию предприятия и личности |
9. Стимулирование труда подчиненных |
Принципы стимулирования: – поощрять открыто, наказывать конфиденциально; – награждать перспективные решения, а не сиюминутные; – награждайте тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; – награждать творческую работу, а не слепое подчинение; – награждать за качество работы, а не за объем; – награждать упрощения, а не бесполезные усложнения; – награждать за качество, а не быструю работу; – награждать за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга[1] |
10. Единоначалие (А. Файоль) |
Для каждого исполнителя должен быть только один руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного начальника |
11. Корпоративный дух (А. Файоль) |
Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала |
12. Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев) |
Основные принципы НОТ: – всегда будь активен, инициативен, энергичен; – работай по расписанию, плану; – в помещении разговаривай мало и негромко; – не кури в рабочем помещении; – определенное место для каждого и каждый на своем месте; – экономь время; – никогда не раздражайся; – будь дисциплинирован; – ясно представляй цель, задачи; – будь кратким; – имей чувство юмора; – не стыдись элегантности; – на рабочем месте ничего лишнего; – умей преодолевать трудности; – не бойся экспериментировать; – цени чужое мнение; – хорошее настроение сохраняет здоровье |
13. Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д. Эйзенхауэр) |
Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется подразделять на три типа: задачи «А» очень важные и срочные – выполнять немедленно; задачи «В» – важные, несрочные – определять, в какие сроки их следует выполнять; задачи «С» – менее важные, но срочные – делегировать подчиненным |
14. Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг) |
Философия обеспечения качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах: – совершенствование товара должно быть постоянным; – постоянно совершенствуйте систему производства и его обслуживания; – создайте систему подготовки кадров; – уничтожайте разобщенность подразделений друг от друга по производственному циклу; – прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»; – устраняйте все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой; – создайте условия для самосовершенствования каждого работника; – создайте систему эффективного руководства, а не надзора; – ясно определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению качества продукции и услуг и др. |
15. Обеспечение нормального морально-психологи – ческого климата (МПК) в коллективе |
Важнейшие признаки благоприятного МПК: – доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; – доброжелательная и деловая критика; – свободное выражение собственного мнения; – отсутствие давления руководителей на подчиненных; – информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; – удовлетворенность принадлежностью к коллективу; – высокая степень сопереживания; высокая степень ответственности |
16. Координация работ по качеству, затратам и срокам |
Координация выполнения работ должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с другой – по функциям управления |
[1] Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. 3авлина, А.К. Казанцева и Л.З. Миндели. СПб.: Наука, 1998.
Принципы работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия – в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы.
Принципы работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре. Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов, координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель, исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный результат несет ответственность руководитель.
К принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:
– исполнительность (точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен контролировать не процесс, а результат;
– инициативность в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);
– честность, порядочность;
– стремление к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей, гармоничному развитию личности.
Выполнить на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов, владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов, принципов и методов управления, вузы не готовят.