Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия. Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз


Метод SWOT

Применяемый для анализа среды метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

Применяя метод SWOT анализа, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикленд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

• выдающаяся компетентность;

• адекватные финансовые ресурсы;

• высокая квалификация;

• хорошая репутация у покупателей;

• известный лидер рынка;

• изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;

• возможность получения экономии от роста объема производства;

• защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

• подходящая технология;

• преимущества в области издержек;

• преимущества в области конкуренции;

• наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

• проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

• нет ясных стратегических направлений;

• ухудшающаяся конкурентная позиция;

• устаревшее оборудование;

• более низкая прибыльность потому, что…;

• недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

• отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

• плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

• мучение с внутренними производственными проблемами;

• уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

• отставание в области исследований и разработок;

• очень узкая производственная линия;

• слабое представление о рынке;

• конкурентные недостатки;

• ниже среднего маркетинговые способности;

• неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

• выход на новые рынки или сегменты рынка;

• расширение производственной линии;

• увеличение, разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

• добавление сопутствующих продуктов;

• вертикальная интеграция;

• возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

• самодовольство среди конкурирующих фирм;

• ускорение роста рынка.

Угрозы:

• возможность появления новых конкурентов;

• рост продаж замещающего продукта;

• замедление роста рынка;

• неблагоприятная политика правительства;

• возрастающее конкурентное давление;

• рецессия и затухание делового цикла;

• возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

• изменение потребностей и вкуса покупателей;

• неблагоприятные демографические изменения.

 

Введение в стратегический менеджмент

  1. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента
  2. Сущность стратегического менеджмента
  3. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях

Общая концепция стратегического управления

  1. Понятие и сущность стратегического управления
  2. Основные компоненты и этапы развития стратегического управления
  3. Объекты стратегического управления
  4. Виды стратегического управления
  5. Принципы стратегического управления

Основные составляющие стратегического менеджмента

  1. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия
  2. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная
  3. Миссия и цели организации
  4. Формирование видения и определение целей бизнеса

Анализ стратегических факторов внешней среды предприятия

  1. Основные составляющие, типы и факторы внешней среды
  2. PEST – анализ макросреды предприятия
  3. Отраслевой анализ и характеристики отраслевого окружения
  4. Факторы конкуренции: модель анализа конкуренции М. Портера

Анализ внутренней среды предприятия

  1. Цели и принципы стратегического анализа внутренней среды
  2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
  3. Стратегический анализ издержек и цепочка ценностей Портера
  4. Анализ потребителей

Совместный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды предприятия

  1. Методология выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Методика проведения анализа и построение матрицы SWOT-анализа
  3. Построение матрицы «возможностей»
  4. Построение матрицы «угроз»

Общий подход к выработке стратегии

  1. Сущность стратегии
  2. Классификация стратегий предприятия
  3. Основные стратегии развития бизнеса
  4. Определение стратегии предприятия

Разработка стратегии одиночного бизнеса

  1. Создание конкурентных преимуществ на уровне стратегических единиц бизнеса
  2. Стратегия лидерства в издержках
  3. Стратегия дифференциации
  4. Стратегии фокусирования
  5. Стратегия первопроходца и синергизма

Разработка стратегии на корпоративном уровне

  1. Роль и оценка преимуществ диверсификации
  2. Стратегия диверсификации (связанная и несвязанная)
  3. Стратегический анализ диверсифицированной компании: портфельный анализ

Стратегия совершенствования управления персоналом

  1. Принципы управления персоналом
  2. Корпоративная культура и персонал предприятия
  3. Методы управления персоналом
  4. Формирование требований к совершенствованию организации труда

Реализация стратегии, контроль и оценка

  1. Бизнес – план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы
  2. Основные стадии выполнения стратегии
  3. Стратегические изменения и условия реализации стратегии
  4. Контроль выполнения стратегий