ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
к содержанию
4.7. Основные принципы управления
Принцип — основное, исходное положение теории, правило поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы. Принципы являются продолжением, воплощением законов. Принцип -- «печка», от которой следует «танцевать», начинать любое дело. Не изучив принципы, не надейся на успех. Ниже приведены сформулированные нами принципы управления важнейшими объектами. Подробнее они изложены в специальной литературе.
Принципы оценки конкурентоспособности:
- применение преимущественно количественных методов оценки;
- использование статистических данных страны и международных организаций, с тем чтобы один человек мог собрать информацию, другой — рассчитать показатель, а третий — проверить качество работы первого и второго с разных точек зрения. Показатели должны быть одного уровня иерархии;
- применение к формированию показателей системного подхода;
- использование комплексного подхода;
- применение показателей, отражающих прошлое, настоящее и будущее развития страны (объекта);
- структура формулы оценки конкурентоспособности должна учитывать все основные факторы одного уровня иерархии и их весомость.
Принципы управления экономикой страны:
- принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы, применения ресурсосберегающего воспроизводства всех компонентов;
- принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии;
- принцип социальной ориентации развития экономики страны;
- принцип научной обоснованности систем управления;
- принцип ориентации экономики на инновационный путь развития;
- принцип ранжирования объектов управления по их важности;
- принцип единства теории и практики управления;
- принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта;
- принцип обеспечения организованности управленческих процессов;
- принцип рационального сочетания форм и методов управления;
- принцип обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе по 8 факторам (времени, качества, масштаба, уровня освоенности или опыта, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта управления).
Принципы рационализации структур:
- правовая обоснованность системы управления объектом:
- формирование миссии организации, в которой были бы четко определены философия и предназначение, смысл и цели существования структуры:
- ориентация деятельности на достижение конкурентоспособности объекта управления;
- изучение механизма действия закона конкуренции на конкретном рынке и силы конкуренции на нем;
- структуризация целей организации минимум до трех уровней иерархии, обязательное проведение анализа и синтеза целей;
- обеспечение приоритета стратегических вопросов перед тактическими для руководителей высшего звена:
- обеспечение количественной определенности структуры организации;
- повышение уровня автоматизации производства и управления на основе новых информационных технологий;
- обеспечение адаптивности организации к внешней среде путем построения гибких, легко переналаживаемых структур, создания виртуальных структур, использования Интернета, телекоммуникационных и других электронных сетей, мониторинга параметров внешней среды;
- ориентация структуры на проблемы;
- сокращение числа компонентов и связей в системе до оптимального уровня;
- обеспечение оптимального уровня специализации и универсализации организация и ее подразделений;
- обеспечение пропорциональности компонентов структуры производительности, качеству, наличию необходимой информации и материальных ресурсов и т. д.;
- обеспечение нрямоточности структуры;
- стимулирование разработки рациональных структур.
Принципы рационализации процессов:
- правовая регламентация функционирования организации;
- совершенствование систем управления различными структурами;
- применение маркетингового подхода к деятельности любой структуры;
- ориентация любой деятельности на повышение качества;
- инновационный характер развития системы;
- подбор команды конкурентоспособных профессионалов, максимально использующих синергический эффект;
- адаптивность системы к внешней и внутренней среде;
- ранжирование показателей, заданий и других факторов по их важности и эффективности;
- обеспечение сопоставимости управленческих решений по 8 факторам;
- персонификация управления;
- восприимчивость управления к изменениям во внешней среде и внутренней структуре;
- автоматизация управленческих процессов по всем функциям;
- стимулирование достижения запланированных результатов;
- обеспечение оптимального уровня выполнения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, оперативности, ритмичности и др.;
- рациональное сочетание различных методов управления персоналом;
- нормативная регламентация производственных и управленческих процессов;
- обеспечение финансовой устойчивости и надежности функционирования организации.
Принципы работы руководителя как субъекта управления:
- соблюдение принципов управления экономикой;
- выполнение квалификационных требований к менеджеру-руко- водителю;
- рациональное сочетание методов управления;
- построение системы менеджмента организации;
- приоритет стратегических вопросов перед тактическими;
- применение к управлению 20 научных подходов:
- построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя);
- уважение личности;
- стимулирование труда подчиненных;
- единоначалие;
- корпоративный дух (по А. Файолю);
- научная организация труда (по А. Гастеву);
- определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (по Д. Эйзенхауэру);
- изучение философии обеспечения качества (по Э. Демингу);
- обеспечение нормального морально-психологического климата в коллективе;
- координация и контроль выполнения работ по объему, качеству, затратам и срокам;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- управление конфликтами н стрессами.
Кроме рассмотренных принципов оценки конкурентоспособности, управления экономикой, рационализации структур и процессов, управления персоналом нами разработаны с применением системного, комплексного и других научных подходов принципы анализа, прогнозирования, оценки, планирования, контроля, мотивации, а также управления качеством, ресурсосбережения и др. Эти принципы описаны в работах автора и других источниках.
< назад | к содержанию | вперед >
|