Сначала сформулируем понятие «метод».
В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).
Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).
В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов.
Методы анализа:
– методы сравнения;
– индексный метод;
– балансовый метод;
– метод цепных подстановок;
– метод элиминирования;
– графический метод;
– функционально-стоимостный анализ;
– факторный анализ;
– SWOT-анализ;
– системный анализ и др.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:
– анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
– анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;
– анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
– анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:
– сводки и группировки;
– абсолютных и относительных величии;
– средних и средневзвешенных величин;
– динамических рядов;
– сплошных и выборочных наблюдений;
– детализации и обобщения и др.
Методы прогнозирования:
– нормативный;
– экспериментальный;
– параметрические;
– экстраполяции;
– индексный;
– экспертные;
– экономико-математические и др.
Методы исследования операций (или оптимизации):
– методы линейного программирования:
– симплексный метод;
– двойственная задача;
– транспортная задача;
– целочисленное программирование;
– теория игр и др.;
– методы (модели) нелинейного программирования:
– метод множителей Лагранжа;
– модели выпуклого программирования;
» модели динамического программирования;
– специальные модели исследования операций:
» модели сетевого планирования и управления;
– теория массового обслуживания; модели управления запасами и др.
Методы стратегического маркетинга:
– прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
– анализ и оценка;
– моделирование;
– уточнение потребностей и ценностей;
– стратегическая сегментация рынка;
– нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:
– нормирование параметров стратегии организации.
Методы (функции) тактического маркетинга:
– тактическая сегментация рынка;
– изучение потребностей потребителей;
– реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
– изучение маркетинговой среды и конкурентов;
– уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
– участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
– ценообразование;
– выбор каналов распределения и сбыта;
– реклама;
– связь с общественностью (паблик рилейшнз);
– стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.
Методы ценообразования:
– с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
– с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;
– с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
– на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
– на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.
Инструменты анализа (повышения) качества продукции:
– диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
– логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
– диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
– корреляционные поля;
– гистограммы;
– контрольный листок;
– контрольная карта и др.
Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:
– методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
– методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
– методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.
Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:
– высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
– необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
– постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
– положительное отношение к новому;
– высокая адаптивность к ситуациям;
– новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
– широкий диапазон психологических характеристик личности;
– высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
– неопределенность параметров организации груда;
– большая текучесть кадров;
– возможность получения большого дохода;
– возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.