Методической основой классификации инновационных организаций (ИО) являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла новшества (инновации), на Которых работает ИО, и другие аспекты. ИО предлагается классифицировать по следующим признакам (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Классификация инновационных организаций
Признак классификации |
Виды инновационных организаций |
1. Уровень новизны новшества (инновации) |
1.1. ИО, разрабатывающие (внедряющие) радикальные новшества (инновации) 1.2. То же — ординарные новшества (инновации) |
2. Уровень специализации ИО |
2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии жизненного цикла товара (ЖЦТ) или новшества 2.2. ИО, специализированные но отдельной проблеме 2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦТ (новшества) |
3. Стадия ЖЦТ (новшества), на которой работает ИО, и пример ее названия (в скобках) |
3.1. Стратегический маркетинг (специализированная ИО — научно-исследовательская организация по маркетингу — НИОМаркетинг) 3.2. Фундаментальные исследования (НИО с названием проблемы) 3.3. Прикладные исследования (НИО) 3.4. Опытно-конструкторские работы (специальное конструкторское бюро — СКВ с названием направления) 3.5. Технологическая подготовка производства (проектнотехнологическая организация — ПТО, направление) 3.6. Освоение, производство, тактический маркетинг (фирма, предприятие и т. п.) 3.7. Сервис инновации (сервисная организация, НИОМаркетинг) 3.8. Ремонт товара, инновации (ремонтная организация) 3.9. Комплексные ИО, выполняющие работы на нескольких последовательных стадиях ЖЦТ или новшества (например, 3.1 + 3.2 + 3.3 или 3.1 + 3.2 + 3.3 + 3.4, или 3.4 + 3.5 + 3.6 + 3.7 и т. д., или все стадии. Названия комплексных ИО: фирма, предприятие, корпорация, концерн и т. д.) |
4. Отрасль знаний, в которой работает ИО |
4.1. Естественные науки 4.2. Технические науки 4.3. Гуманитарные науки 4.4. Общественные науки |
5. Отрасль народного хозяйства, в которой работает ИО |
5.1. Наука и образование 5.2. Информатика 5.3. Промышленность 5.4. Строительство 5.5. Транспорт 5.6. Сельское хозяйство 5.7. Производственная инфраструктура 5.8. Социальная инфраструктура |
6. Вид новшества (инновации), с которым работает ИО |
6.1. Продуктовые 6.2. Ресурсные 6.3. Процессные 6.4. Документальные |
7. Сфера применения новшества (инновации) |
7.1. Внутреннего применения 7.2. На продажу, обмен |
8. Тип стратегии ИО |
8.1. Виолентная 8.2. Патиентная 8.3. Коммутантная 8.4. Эксплерентная |
9. Вид эффекта, на который преимущественно ориентирована ИО |
9.1. Коммерческий (экономический) 9.2. Научно-технический (в виде открытия, изобретения и т. п.) 9.3. Экологический 9.4. Социальный 9.5. Интегральный |
10. Источник финансирования ИО (преимущественно) |
10.1. Федеральный бюджет 10.2. Региональный бюджет 10.3. Местный бюджет 10.4. Смешанное финансирование 10.5. Из частных источников |
11. Размер ИО |
11.1. Малые 11.2. Средние 11.3. Крупные |
12. Период действия ИО (юридически) |
12.1. Постоянные 12.2. Временные |
13. Юридический статус ИО |
13.1. Юридически самостоятельные 13.2. Юридически несамостоятельные |
14. Масштабность (размещение филиалов ИО) |
14.1. Национальные (в своей стране) 14.2. Транснациональные (в одной или нескольких других странах) 14.3. Межнациональные (в ИО входят организации других стран) |
15. Степень освоения ИО рынка |
15.1. ИО, выходящие с новшеством на освоенные рынки 15.2. То же на новые рынки |
16. Организационно-правовая форма ИО (в соответствии с ГК РФ) |
16.1. Индивидуальное предпринимательство для физических лиц 16.2. Хозяйственные товарищества и общества, в том числе: • полное товарищество; • товарищество на вере; • общество с ограниченной ответственностью; • общество с дополнительной ответственностью; • акционерное общество открытого типа; • акционерное общество закрытого типа; • дочерние и зависимые общества 16.3. Производственные кооперативы 16.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 16.5. Некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.) |
Приведенная классификация ИО, на наш взгляд, охватывает все основные признаки, характеризующие различные аспекты ИО. Основное назначение классификации — кодирование ИО для автоматизации их информационного поиска и других целей. В настоящее время организации в соответствии с системой сертификации имеют свои коды (шифры), однако их содержание некомплексное, не отвечает требованиям табл. 3.1.
Методический подход к кодированию организаций раскрыт на рис. 1.4, а также в работе автора [31].
В период развития пятого технологического уклада каждая страна для получения конкурентного преимущества высшего порядка пытается разработать новый инновационный продукт, чтобы за счет его монопольного производства опередить своих конкурентов. В ядре технологического уклада в настоящее время находятся США, Япония, Германия, Великобритания, Франция. Такие страны, как Нидерланды, Швеция, Канада, Италия и др., тоже пытаются попасть в технологическое ядро мирового развития. Поэтому в настоящее время в мире происходят концентрация наукоемких отраслей, монополизация производства микроэлектронной и программной продукции, значительный рост затрат на НИОКР.
Например, Samsung ежегодно тратит на НИОКР не менее 5% от объема продаж (не менее $2,5 млрд), IBM — 5,2 ($3,5 млрд), General Electric — 5,3 ($3,2 млрд), Sony — 5,7 ($4,5 млрд), Philips — 7% ($2,3 млрд). Наблюдается четкая тенденция роста затрат на НИОКР как основного условия экономического развития стран, повышения их конкурентоспособности.