В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.
Статистика инноваций, основанная на единых международных подходах, начинает отсчет с 1989 г. Экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образующих так называемую семью Фраскати, включающую рекомендации по измерению и интерпретации данных баланса платежей за технологию (1990 г.); по сбору данных о технологических инновациях — Руководство Осло (1992 г.); по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники (1994 г.); по измерению кадровых ресурсов науки и техники — Канберрское руководство (совместно с Евростатом, 1995 г.).
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.
Затратные показатели (абсолютные и относительные):
— удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
— удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
— затраты на приобретение инновационных фирм;
— объем экспортируемой инновационной продукции;
— объем предоставляемых услуг.
Структурные показатели:
— состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
— состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
— численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
— состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные зат’раты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно- технических подразделений и работников.
Ситуация 1
Фирма «Сатурн» имеет мощные исследовательские, конструкторские и технологические подразделения, опытно-экспериментальное и серийное производство, а также 8 тыс. человек работающих. Портфель продукции отличается новизной: все три реализуемых вида оборудования выпускаются не более трех лет. В табл. 9.1, 9.2 даны экспертные оценки состояния потенциала и инновационного климата предприятия.
Таблица 9.1. Оценка состояния инновационного потенциала
№ |
Компоненты блоков |
Оценка состояния |
||
Сильные |
Средний |
Слабые |
||
1. Продуктовый блок. (экспертная и количественная оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций: стратегического маркетинга, НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей) |
||||
1.1. |
Состояние продуктового проекта № 1 |
1 2 |
3 |
4 5 |
1.2. |
Состояние продуктового проекта № 2 |
1 2 |
3 |
4 5 |
1.3. |
Состояние продуктового проекта № 3 |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля) |
|
|
|
|
2. Функциональный блок. (стадии жизненного цикла изделий) |
||||
2.1. |
Стратегический маркетинг, НИОКР |
1 2 |
3 |
4 5 |
2.2. |
Основное и вспомогательное производство |
1 2 |
3 |
4 5 |
2.3. |
Маркетинг и сбыт (продажи) |
1 2 |
3 |
4 5 |
2.4. |
Сервис потребителей |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния функционального блока |
|
|
|
|
3. Ресурсный блок |
||||
3.1. |
Материально-технические ресурсы |
|||
1. |
Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Площади и рабочие места, связь и транспорт |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Оборудование и инструменты |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов |
|
|
|
|
3.2. |
Трудовые ресурсы |
|||
1. |
Состав и компетентность руководителей |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Состав и квалификация специалистов |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Состав и квалификация рабочих |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов |
|
|
|
|
3.3. |
Информационные ресурсы |
|||
1. |
Научно-технический задел, патенты и ноу-хау, научно-техническая информация |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Экономическая информация |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Коммерческая информация |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов |
|
|
|
|
3.4. |
Финансовые ресурсы |
|||
1. |
Возможности финансирования из собственных средств |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Обеспеченность оборотными средствами |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Обеспеченность средствами на зарплату |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов |
|
|
|
|
Итого по компонентам ресурсного блока |
||||
3.1. |
Состояние материально-технических ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
3.2. |
Состояние трудовых ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
3.3. |
Состояние информационных ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
3.4. |
Состояние финансовых ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния ресурсов |
|
|
|
|
4. Организационный блок |
||||
4.1 |
Организационная структура |
|||
1. |
Звенья, диапазон и уровни управления |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Функции: состав и качество разделения труда |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей |
1 2 |
3 |
4 5 |
4. |
Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния организационной структуры |
|
|
|
|
4.2. |
Технология процессов по всем функциям и проектам |
|||
1. |
Прогрессивность используемых технологий и методов |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Уровень автоматизации |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния технологии |
|
|
|
|
4.3. |
Организационная культура |
|||
1. |
Коммуникационная система и язык общения |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Традиции, опыт и вера в возможности организации |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Трудовая этика и мотивирование |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния организа ционной культуры |
|
|
|
|
Итого по компонентам организационного блока |
||||
4.1. |
Организационная структура |
1 2 |
3 |
4 5 |
4.2. |
Технология процессов |
1 2 |
3 |
4 5 |
4.3. |
Организационная культура |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния организационного блока |
|
|
|
|
5. Управленческий блок |
||||
5.1. |
Общее, функциональное и проектное руководство |
1 2 |
3 |
4 5 |
5.2. |
Система управления по общим функциям |
1 2 |
3 |
4 5 |
5.3 |
Стиль управления (сочетание автономности и централизации) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния управленческого блока |
||||
Итого по блокам инновационного потенциала |
||||
1. |
Состояние продуктового блока |
1 2 |
3 |
4 5 |
2. |
Состояние функционального блока |
1 2 |
3 |
4 5 |
3. |
Состояние ресурсного блока |
1 2 |
3 |
4 5 |
4. |
Состояние организационного блока |
1 2 |
3 |
4 5 |
5. |
Состояние управленческого блока |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала |
|
|
|
Таблица 9.2. Оценка состояния инновационного климата
Оцениваемые компоненты |
Уровень состояния компонентов |
||
Угрозы |
|
Возможности |
|
1. Оценка инновационного макроклимата |
|||
Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы, программы, законодательная база) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата |
|||
2. Оценка инновационного микроклимата (анализ стратегических зон) |
|||
Зона хозяйственная, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами |
1 2 |
3 |
4 5 |
Зона капиталовложений — инвестиций |
1 2 |
3 |
4 5 |
Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов |
1 2 |
3 |
4 5 |
Зона трудовых ресурсов: рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих |
1 2 |
3 |
4 5 |
Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района) |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата |
|||
Итого по инновационному климату |
|||
Оценка макроклимата |
1 2 |
3 |
4 5 |
Оценка микроклимата |
1 2 |
3 |
4 5 |
Итоговая оценка состояния инновационного климата |
|
|
|
Ситуация 2
Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в области бытбвой радиоэлектроники. В течение своей 50-летней деятельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую технику, изменяющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы в 1991 г. достиг $26 млрд, в 1994 г. он вырос до $36,6 млрд. Вся продукция фирмы разработана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающим 9 тыс. человек (при общем количестве занятых на фирме 112,9 тыс. человек). Фирма затрачивает на исследования и разработки $4,5 млрд, что составляет 5,7% от объема продаж. Ежегодно Sony предлагает 1000 новых изделий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это усовершенствованные версии изделий, которые уже имеются на рынке: или с улучшенными характеристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 — это оригинальные разработки, нацеленные на открытие новых рынков: новинки аудио-, видео- и компьютерной техники.
Широко используется показатель инновационности «TAT», который пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «tum — around — time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме Matsushita в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя «TAT» — А,1 мес.
Ситуация 3
Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в автомобильной промышленности применение передовой компьютерной технологии приведет к снижению показателя «TAT» за счет сокращения на 25% цикла конструирования и разработки автомобиля. Это означает экономию в 18 мес., которая позволит автомобильным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.
Реже используются в широкой печати другие показатели, например структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.
Ситуация 4
Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing (ЗМ), ведущая компания в обрабатывающей промышленности, является примером формирования динамичной, ориентированной на рынок организационной структуры. В 1990-е гг. она находилась в первой сотне промышленных гигантов США: 32-е место по размерам прибыли ($1,3 млрд в 1994 г.), 30-е — по числу работающих (83 тыс. человек), 27-е — по суммарному объему продаж ($15,1 млрд). Корпорация гордится высокой наукоем- костью своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г. составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатывающей промышленности США.
Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в научно-технической сфере через финансирование венчурных компаний, т. е. мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разработки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.
Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет широкозахватный поиск перспективных научно-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится $100-150 млн.