Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

Расширенный поиск



ФАТХУТДИНОВ Р.А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

к содержанию

 

5.3. Методические основы управления рисками

 

В системе управления организацией управление рисками является компонентом подсистемы разработки и реализации управленческих решений. Таким образом, управление рисками осуществляется не ради снижения рисков, а ради повышения качества и обоснованности управленческого (особенно стратегического) решения. Место управления рисками в процессе разработки и реализации управленческих решений показано на рис. 5.1.

Элементами «входа» процесса разрабо тки решения могут быть параметры возникшей проблемы (технической, экологической, экономической, политической, управленческой и др.), требования к решению проблемы, ее комплексному обеспечению и т. д. Для того чтобы «выход» был качественным, необходимо обеспечить сначала качественный «вход», а затем качественный процесс. Одним из условий обеспечения высокого качества «входа» является количественное измерение параметров «входа» и внешней среды, оптимизация количества факторов, регулирующих эти компоненты, т. е. снижение уровня неопределенности в системе управления.

На «выходе» процесса — конкретные (хорошо бы оптимальные) параметры управленческого решения. Для повышения качества «выхода» необходимо, во-первых, неуклонно улучшать качество внешней среды и, во-вторых, обеспечивать высокое качество «входа» и самого процесса. Факторами повышения качества процесса являются высо-

Рис. 5.1. Место управления рисками в процессе разработки и реализации управленческих решений

кий профессионализм лица, принимающего решения (ЛИР), наличие необходимых методов и средств оптимизации параметров решения, применение научных основ управления.

Элементами процесса разработки и реализации управленческого решения являются:

- система «предмет труда» (проблема, задачи и т. п.), «средство труда» (методики, ЭВМ и т. п.), «живой труд» (исполнитель, отдел и т. п.), соединенные в пространстве и во времени;

- информация;

- методы анализа, прогнозирования, нормирования, оптимизации, оценки эффективности и др.;

- научные основы разработки и реализации управленческого решения (экономические законы, законы организации, научные подходы, принципы);

- система управления рисками как одно из важнейших условий эффективного развития экономики по инновационному пути.

Как видно из перечня компонентов процесса разработки и реализации управленческих решений, для повышения качества этого процесса необходимо сделать многое. Особенно это важно для условий реформирования российской экономики.

Логическая схема управления рисками представлена на рис. 5.2.

Процесс разработки и реализации управленческого решения следует обеспечивать соответствующими нормативно-методическими документами, материально-техническими, финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами. Для достижения высокого качества процесса необходимо, чтобы обеспечивающие компоненты тоже были высокого качества.

К функциям управления рисками мы относим:

- маркетинг;

- оптимизацию риска;

- планирование работ по управлению рисками;

- организацию выполнения плана;

- учет и контроль;

- мотивацию достижения высоких результатов;

- регулирование процесса управления рисками.

К экономическим вопросам управления риском относим следующие:

- исследование внешних и внутренних факторов риска;

- анализ профессионализма субъекта риска;

Рис. 5.2. Логическая схема (система) управления рисками

- анализ параметров объекта риска;

- разработку предложений по улучшению параметров объекта и субъекта риска;

- экономическое обоснование эффективности работ по управлению риском;

- стимулирование достижения высоких результатов.

К организационным вопросам управления рисками относим следующие:

- формулирование принципов организации управления рисками;

- разработку организационной структуры управления рисками;

- выбор моделей управления рисками;

- сбор, обобщение и переработку информации;

- защиту результатов оптимизации рисков на ученом (техническом) совете;

- корректировку материалов и сдачу их ЛПР (заказчику).

К принципам организации управления рисками относим следующие:

- правовую регламентацию управления рисками путем создания единого федерального нормативно-методического документа по рискам. По крупным федеральным объектам важно не только экономически обосновывать и оптимизировать риск, но и поделить его между участниками инновационного проекта или другого объекта;

- обеспечение высокого научного уровня процесса управления рисками путем анализа действия экономических законов функционирования рыночных отношений и законов организации, научных подходов и принципов;

- обеспечение адаптивности управленческих процессов к изменениям факторов внешней и внутренней среды;

- обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;

- автоматизацию управления;

- регламентацию процессов;

- выполнение принципов рациональной организации управленческих и производственных процессов;

- оптимизацию рисков.

 

< назад | к содержанию | вперед >


captcha