Принцип — основное, исходное положение теории, правило поведения субъекта управления в какой-либо сфере деятельности или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы. Принципы являются продолжением, воплощением законов. Принцип — «печка», от которой следует «танцевать», начинать любое дело. Не изучив принципы, не надейся на успех. Ниже приведены сформулированные нами принципы управления важнейшими объектами. Подробнее они изложены в специальной литературе.
Принципы оценки конкурентоспособности:
— применение преимущественно количественных методов оценки;
— использование статистических данных страны и международных организаций, с тем чтобы один человек мог собрать информацию, другой — рассчитать показатель, а третий — проверить качество работы первого и второго с разных точек зрения. Показатели должны быть одного уровня иерархии;
— применение к формированию показателей системного подхода;
— использование комплексного подхода;
— применение показателей, отражающих прошлое, настоящее и будущее развития страны (объекта);
— структура формулы оценки конкурентоспособности должна учитывать все основные факторы одного уровня иерархии и их весомость.
Принципы управления экономикой страны:
— принцип воспроизводства системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы, применения ресурсосберегающего воспроизводства всех компонентов;
— принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии;
— принцип социальной ориентации развития экономики страны;
— принцип научной обоснованности систем управления;
— принцип ориентации экономики на инновационный путь развития;
— принцип ранжирования объектов управления по их важности;
— принцип единства теории и практики управления;
— принцип сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта;
— принцип обеспечения организованности управленческих процессов;
— принцип рационального сочетания форм и методов управления;
— принцип обеспечения сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе по 8 факторам (времени, качества, масштаба, уровня освоенности или опыта, инфляции, риска и неопределенности, методу получения информации, условиям применения объекта управления).
Принципы рационализации структур:
— правовая обоснованность системы управления объектом:
— формирование миссии организации, в которой были бы четко определены философия и предназначение, смысл и цели существования структуры:
— ориентация деятельности на достижение конкурентоспособности объекта управления;
— изучение механизма действия закона конкуренции на конкретном рынке и силы конкуренции на нем;
— структуризация целей организации минимум до трех уровней иерархии, обязательное проведение анализа и синтеза целей;
— обеспечение приоритета стратегических вопросов перед тактическими для руководителей высшего звена:
— обеспечение количественной определенности структуры организации;
— повышение уровня автоматизации производства и управления на основе новых информационных технологий;
— обеспечение адаптивности организации к внешней среде путем построения гибких, легко переналаживаемых структур, создания виртуальных структур, использования Интернета, телекоммуникационных и других электронных сетей, мониторинга параметров внешней среды;
— ориентация структуры на проблемы;
— сокращение числа компонентов и связей в системе до оптимального уровня;
— обеспечение оптимального уровня специализации и универсализации организация и ее подразделений;
— обеспечение пропорциональности компонентов структуры производительности, качеству, наличию необходимой информации и материальных ресурсов и т. д.;
— обеспечение нрямоточности структуры;
— стимулирование разработки рациональных структур.
Принципы рационализации процессов:
— правовая регламентация функционирования организации;
— совершенствование систем управления различными структурами;
— применение маркетингового подхода к деятельности любой структуры;
— ориентация любой деятельности на повышение качества;
— инновационный характер развития системы;
— подбор команды конкурентоспособных профессионалов, максимально использующих синергический эффект;
— адаптивность системы к внешней и внутренней среде;
— ранжирование показателей, заданий и других факторов по их важности и эффективности;
— обеспечение сопоставимости управленческих решений по 8 факторам;
— персонификация управления;
— восприимчивость управления к изменениям во внешней среде и внутренней структуре;
— автоматизация управленческих процессов по всем функциям;
— стимулирование достижения запланированных результатов;
— обеспечение оптимального уровня выполнения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, оперативности, ритмичности и др.;
— рациональное сочетание различных методов управления персоналом;
— нормативная регламентация производственных и управленческих процессов;
— обеспечение финансовой устойчивости и надежности функционирования организации.
Принципы работы руководителя как субъекта управления:
— соблюдение принципов управления экономикой;
— выполнение квалификационных требований к менеджеру-руко- водителю;
— рациональное сочетание методов управления;
— построение системы менеджмента организации;
— приоритет стратегических вопросов перед тактическими;
— применение к управлению 20 научных подходов:
— построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя);
— уважение личности;
— стимулирование труда подчиненных;
— единоначалие;
— корпоративный дух (по А. Файолю);
— научная организация труда (по А. Гастеву);
— определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (по Д. Эйзенхауэру);
— изучение философии обеспечения качества (по Э. Демингу);
— обеспечение нормального морально-психологического климата в коллективе;
— координация и контроль выполнения работ по объему, качеству, затратам и срокам;
— соблюдение режима труда и отдыха;
— управление конфликтами н стрессами.
Кроме рассмотренных принципов оценки конкурентоспособности, управления экономикой, рационализации структур и процессов, управления персоналом нами разработаны с применением системного, комплексного и других научных подходов принципы анализа, прогнозирования, оценки, планирования, контроля, мотивации, а также управления качеством, ресурсосбережения и др. Эти принципы описаны в работах автора и других источниках.