На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния инновационной организации, ее конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации.
Политика организации — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством организации в какой-либо области деятельности (технической, экономической, социальной, внешнеэкономической и т. д.). Вопросы формирования политики рассматриваются в курсе «Стратегический менеджмент». Стержнем любой политики является внедрение новшеств, т. е. инновации.
Целью инновационной деятельности, особенно инновационного предпринимательства, является получение результата путем введения инновации. Для определения сферы инновационной деятельности введем следующие обозначения, характеризующие основные стратегии (цели) инновационной организации:
К — повышение качества выпускаемого товара. Стратегия ведет к увеличению прибыли организации, но со значительным риском;
Ц — снижение цены товара при сохранении без изменения остальных стратегий. Эта стратегия направлена на более прочное завоевание рынка, реализацию уже изготовленного товаров, освоенных технологий. Стратегия ведет, как правило, к уменьшению прибыли организации;
С — снижение себестоимости выпускаемого товара за счет освоения новых технологий, новых методов организации производства и труда, менеджмента. Стратегия ведет, как правило, к увеличению при-‘ были организации;
V — увеличение программы производства товара (объема продаж) для того же рынка без изменения остальных стратегий. Стратегия ведет к увеличению прибыли за счет использования эффекта масштаба;
Р — освоение нового рынка сбыта для старого или нового товара. Стратегия ведет, как правило, к увеличению прибыли организации.
Для осуществления перечисленных стратегий инновационной организации необходимы инновации. В табл. 11.8 перечислены основные виды инноваций, нужных для реализации стратегий организации.
В зависимости от стратегий или целей организации возможны различные их сочетания. Введем дополнительные (к табл. 11.8) обозначения:
1 — индекс, характеризующий неизменность стратегии (старый вариант);
2 — индекс, характеризующий обновление стратегии (новый вариант). Например, повышение К, снижение удельной Ц, уменьшение С, рост V, расширение существующего или освоение нового Р. Принимаем, что при сохранении качества товара затраты у потребителя не изменяются; при повышении качества затраты у потребителя сокращаются (более высокими темпами, чем растут затраты у изготовителя); ввод нового товара на основе изобретений ведет к повышению качества и снижению себестоимости товара.
Таблица 11.8. Виды инноваций, необходимых для реализации стратегий организации
Основные виды инноваций, необходимых для организации |
Основные стратегии реализации стратегии организации |
||||
К |
Ц |
С |
V |
P |
|
1. Создание совершенно нового товара на основе изобретений |
+ |
+ |
+ |
||
2. Совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау |
+ |
||||
3. Внедрение новой технологии на основе изобретений |
+ |
||||
4. Совершенствование действующей технологии на основе ноу-хау |
+ |
||||
5. Совершенствование организации производства на основе ноу-хау |
+ |
+ |
|||
6. Совершенствование организации труда на основе ноу-хау |
+ |
||||
7. Формирование или совершенствование системы менеджмента |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. Улучшение качества «входа» организации, (сырья, материалов, комплектующих и т. д.) |
+ |
||||
9. Совершенствование взаимодействия с внешней средой организации |
+ |
||||
10. Совершенствование функций тактического маркетинга (рекламы, системы стимулирования продвижения товара) |
+ |
+ |
|||
11. Повышение качества сервиса товара у потребителя |
+ |
||||
12. Расширение существующего рынка товаров организации |
+ |
+ |
|||
13. Освоение нового рынка и др. |
+ |
Примечание. Знак «+» означает необходимость введения инновации для реализации соответствующей стратегии организации.
На основе установленного в табл. 11.8 влияния инноваций на стратегии организации и дополнительно принятых условий можно сформулировать наиболее характерные типы воспроизводства товаров организации (табл. 11.9).
Таблица 11.9. Основные типы воспроизводства товаров
Сочетание стратегий организации |
Тип воспроизводства товаров |
1. К1 Ц1 С1 V1 P1 2. К2 Ц1 С1 V1 P1 3. К1 Ц2 С1 V1 P1 4. К1 Ц1 С2 V1 P1 5. К2 Ц1 С1 V2 P2 6. К1 Ц2 С2 V2 P1 7. К1 Ц1 С2 V2 P2 8. К2 Ц2 С2 V2 P2 |
Простое воспроизводство (без инноваций) Простое воспроизводство товара повышенного качества Простое воспроизводство товара по сниженной цене для его реализации Простое воспроизводство товара по ресурсосберегающей технологии Расширенное воспроизводство нового товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство старого товара, изготовленного по новой технологии Простое воспроизводство старого товара для старых и новых рынков Расширенное воспроизводство новых товаров по новой технологии для старых и новых рынков (самое сложное воспроизводство) |
На основе работы, выполненной по рекомендациям, изложенным в данной теме, формируется портфель новшеств и инноваций организации. Портфель инноваций представляет собой комплексно обоснованный перечень новшеств покупных и собственной разработки, подлежащих внедрению (введению) в организации. Портфель новшеств представляет собой перечень разработанных организацией новшеств, подлежащих продаже.
Примерная укрупненная форма портфеля инноваций приведена в табл. 11.10, новшеств — в табл. 11.11.
Таким образом, с применением научных подходов и методов стратегического маркетинга мы разработали нормативы конкурентоспособности товаров, портфель инноваций и новшеств организации. На следующей стадии — на стадии НИОКР — мы должны исследовать возможность реализации в производстве нормативов конкурентоспособности инноваций и новшеств.
Таблица 11.10. Портфель инноваций, подлежащих внедрению в организации (примерная форма)
Наименование и вид инновации |
Цель внедрения инновации |
Место внедрения инновации |
Сроки внедрения |
Затраты на внедрение |
Ожидаемый эффект от внедрения |
|||
начало |
окончание |
натуральные |
тыс. руб. ($) |
натуральный |
тыс. руб. ($) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11.11. Портфель новшеств организации, подлежащих разработке и продаже (примерная форма)
Наименование и вид инновации |
Идея новшества |
Уровеньновизны |
Разработчик (подразделение, Ф.И.О. исполнителей) |
Сроки внедрения |
Затраты на внедрение |
Ожидаемый эффект от внедрения |
|||
начало |
окончание |
натуральные |
тыс. руб. ($) |
натуральный |
тыс. руб. ($) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|