Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Главная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Для выхода из кризиса необходимо разработать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:
— реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направлениях науки и техники;
— создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению;
— разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования;
— совершенствование механизмов системы Привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
— разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
— создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты;
— формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов;
— образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-техниче- ской сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
— формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий;
— разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.
Инструментами государственного регулирования должны стать:
— социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
— государственнотадминистративные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
— федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
— государственные заказы и современные контрактные системы;
— индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
— механизм интеграции регуляторов и структур.
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели [10] относят следующие:
— аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
— координацию инновационной деятельности;
— стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
— создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
— кадровое обеспечение инновационной деятельности;
— формирование научно-инновационной инфраструктуры;
— институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
— обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
— повышение общественного статуса инновационной деятельности;
— региональное регулирование инновационных процессов;
— регулирование международных аспектов инновационных процессов.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М; Гохберг относит следующие [9]:
— прямое финансирование;
— предоставление индивидуальным изобретателям и. малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
— создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
— снижение государственных патентных пошлин, для индивидуальных изобретателей;
— отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
— реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
— создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Основными напрйвлениями государственной поддержки инновационной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие:
— содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
— ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
— сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
— содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству; защита интересов национального инновационного предпринимательства.
В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.
Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку1 подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
Исключительной прерогативой государства является, как отмечают В. А. Васин и Л. Э. Миндели, правовое регулирование инновационных процессов. Необходимо законодательное закрепление статуса научной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики. В этом аспекте весьма важен Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. (с дополнениями 2000 г.). Этот документ:
— установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;
— определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;
— закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;
— отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.
Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. В 2004 г. при Президенте РФ создан Совет по науке, технологиям и образованию — консультативный орган. Основными задачами совета являются:
— информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
— разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
— анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
— подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
— участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно- технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
— организация научно-технического прогнозирования;
— выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
— разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
— создание государственных научно-технических программ и проектов;
— методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
— финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
— создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
— формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
— организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
— обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
— непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
— устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов;
— определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;
— организует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рис. 2.1.
Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма государственного регулирования, вкратце были уже рассмотрены.
И. В. Липсиц и А. А. Нещадин предлагают меры государственного регулирования научно-технической политики в целом по промышленности РФ и по отдельным технологическим укладам.
К мерам государственного регулирования для всей промышленности РФ относятся следующие.
Рис. 2.1. Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
1. Согласование ценовой политики с принятой государственной структурной политикой. Кризис нельзя ликвидировать без государственного регулирования цен.
2. Формирование финансово-промышленных групп, крупных корпораций, холдинговых компаний, охватывающих технологически связанные цепочки предприятий, путем:
— предоставления приоритетного права на приобретение пакетов акций предприятий;
— снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот;
— содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними.
3. Распределение прав и полномочий по управлению предприятиями различных уровней: федерального, регионального, местного.
4. Регулирование степени открытости внутреннего рынка.
Меры по государственной поддержке отраслей пятого технологического уклада России.
1. Внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок — контролироваться.
2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
4. Создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм.
5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.
6. Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия, путем предоставления головной компании пакета акций.
Меры по государственной поддержке отраслей третьего и четвертого технологических укладов России.
1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы.
2. Ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
3. Предоставление населению кредитов.
4. Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
7. Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции.
Вопросы государственного регулирования международных связей в области инновационной деятельности, на наш взгляд, достаточно полно освещены в разделе, написанном В. А. Васиным и Л. Э. Миндели [10].
Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на ряде общих принципов, таких как взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон, рациональное сочетание либерализации и протекционизма и т. п. Как и при воздействии на внутренние научно-инновационные процессы, здесь используются прямые и косвенные связи.
Государство может инициировать и непосредственно финансировать из бюджетных средств двусторонние и многосторонние международные инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические: таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.
В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются также:
— выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;
— финансирование кадровых обменов;
— подключение к мировым системам научно-технической информации;
— включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;
— оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;
— поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;
— государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;
— зарубежное патентование за государственный счет;
— закупка зарубежной научно-технической литературы;
— привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.
В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ.
Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.
Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и рсвоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества.
В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основании заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.
Государственные стратегия и тактика в области международной на- учно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей.
Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими государствами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с Восточной Европой, СНГ и ближним зарубежьем.
Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам инновационной продукции значительно облегчается активным участием страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и многие другие.