Современное предприятие как целостный организм — это:
— организационно-правовая структура;
— имущественный комплекс;
— производственный комплекс;
— структурированный финансовый объект;
— социально-организационный комплекс.
В условиях переходной экономики неэффективность функционирования организаций порождается неотработанностыо механизма государственного регулирования и низким уровнем менеджмента организации.
Понятие «реструктуризация» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования организации в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития вошло в деловой обиход относительно недавно. Однако и в эпоху административ- но-плановой экономики процессы реформирования, реорганизации, изменения методов функционирования как отдельных организаций, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались.
В специальной литературе нет единого толкования данных терминов, но процессы изменений в организациях в порядке их усложнения рассматриваются в следующем порядке: реорганизация —> реформирование -» реструктуризация. В узком смысле под реорганизацией понимается преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием при сохранении основных средств, производственного потенциала компании.
Законодательство регистрирует процессы и процедуры реорганизации предприятий и организаций. Так, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, реорганизацией называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Реорганизация предприятия проводится в следующих случаях:
— при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса неудовлетворительной. Реорганизационные процедуры при банкротстве включают внешнее управление имуществом должника и санкцию;
— с целью повышения эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия. Реорганизационные процедуры проводятся по инициативе юридических лиц;
— принудительно по решению федеральных антимонопольных органов в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два нарушения антимонопольного законодательства и более.
В соответствии с законодательством, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Формами реорганизации, согласно ГК РФ, являются: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. ГК РФ и Законом РФ «Об акционерных обществах» предусмотрено обеспечение прав кредиторов в случае реорганизации юридического лица. Необходимыми этапами реорганизации являются оформление передаточных актов и разделительных балансов. Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Решение о реорганизации предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником (для государственных унитарных предприятий — уполномоченным органом исполнительной власти, для иных коммерческих организаций — общим собранием их участников или учредителей).
Реорганизация предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них определены действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. Остальные носят индивидуальный для данного предприятия характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
Под реформированием традиционно понимают изменение принц» пов действия предприятия, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.
На государственном уровне разработаны Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций и ряд методических документов, включая Типовую программу реформы предприятия. Под реформой предприятий понимается, во-первых, изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства н конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово- экономических результатов деятельности; а во-вторых, реформа — меры государственной поддержки указанных изменений1.
Задачами реформирования предприятия являются:
— защита прав участников (учредителей);
— четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
— обеспечение инвестиционной привлекательности компании;
— создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
— формирование эффективного механизма управления;
— использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
— повышение квалификации сотрудников как один из факторов увеличения устойчивости развития предприятия.
Критериями реформирования предприятия служат:
— ведение реестра акционеров (для акционерных обществ) независимым регистратором;
— четкое разграничение полномочий и ответственности между участниками (учредителями) предприятия и его руководителем;
— начисление НДС и акцизов по мере отгрузки;
— наличие земельного участка, на котором расположено предприятие, в его собственности;
— отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней либо ее реструктуризация;
— отсутствие задолженности по заработной плате либо наличие конкретной программы мероприятий по ликвидации указанной задолженности;
— отсутствие неденежных форм расчетов либо наличие конкретной программы мер по их снижению.
К основным направлениям реформирования предприятий в соответствии с Типовой программой относятся следующие:
— выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ);
— инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия;
— рыночная оценка активов предприятия;
— анализ положения предприятия на рынке, финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
— формирование стратегии развития предприятия;
— подготовка и переподготовка кадров;
— анализ сетей сбыта продукции;
— анализ системы снабжения;
— экономический анализ ассортимента выпускаемой продукции;
— анализ сильных и слабых сторон предприятия.
Дополнительно к перечисленным направлениям реформирования предприятий, рекомендованным Минэкономразвития РФ, считаем необходимым и актуальным в современных условиях анализировать параметры конкуренции на рынках, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности кадров, комплектующих изделий, оборудования, технологий, выпускаемой продукции, систем управления и организации в целом. Это главное направление реформирования.
Понятие «реструктуризация» отличается от понятия «реформирование» тем, что, на наш взгляд, последнее осуществляется по инициативе, под руководством и при всяческой поддержке вышестоящей организации, а реструктуризация производится организацией самостоятельно, по своей идеологии, на свои средства (или при спонсор ской помощи). Принципиальная схема реструктуризации крупной организации представлена на рис. 3.2.
Дадим некоторые пояснения к схеме. К компонентам внешней среды организации относятся факторы макросреды, инфраструктуры региона (города, в котором находится организация), микросреды. Краткое содержание компонентов было рассмотрено в п. 1.4. Внутренняя структура организации состоит из подсистем научного обоснования (сопровождения), целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей (см. п. 1.4).
Комплексная диагностика организации — установление и изучение признаков, показателей, факторов, характеризующих техническое, экологическое, экономическое, социальное, психологическое состояние организации, ее конкурентоспособность, эффективность и устойчивость в текущий момент и в перспективе. Диагностика проводится с целью нахождения сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и внешних угроз для разработки программы реструктуризации.
В отличие от общепринятых направлений реструктуризации организации нами предложены новые направления: системы управления (организацией, качеством, сертификацией и т. д.); конкурентоспособность различных объектов; инновационная политика; стратегический маркетинг; организация процессов; логистика; ресурсосбережение; сервис потребителей. Дополнительные направления реструктуризации, во-первых, охватывают весь комплекс проблем функционирования и развития организации, во-вторых, распространяются на все стадии жизненного цикла товара от стратегического маркетинга до сервиса и, в-третьих, учитывают рыночные условия.
Программа реструктуризации должна включать следующие разделы.
1. Общие положения.
2. Цель и основание для разработки.
3. Руководитель программы и ответственные исполнители (их характеристика).
4. Результаты комплексной диагностики организации.
5. Обеспечение программы (ресурсное, информационное; правовое, методическое, организационное).
Рис. 3.2. Принципиальная схема реструктуризации организации
6-27. Направления реструктуризации организации.
28. Ожидаемые результаты внедрения.
29. Результаты моделирования и расчетов.
30. Приложения.
Приведенная структура программы реструктуризации (Организации является примерной, она ориентирована на типовые проблемы повышения конкурентоспособности объектов. В конкретных условиях могут быть внесены изменения структуры. Например, могут быть вклю чены мероприятия по реструктуризации финансовых инструментов реструктуризация активов, пассивов, ликвидация задолженности по заработной плате, санкция, банкротство и т. д.