Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создается несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности функции —> показатели будущего объекта —> изменение структуры системы.
В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем доработки существующей системы по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировой уровень.
При использовании предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований «выхода» системы, возможностей на ее «входе» (рис. 4.10).
При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существу1
Рис. 4.10. Схема применения функционального (ФП) и предметного подходов (ПП) к совершенствованию объекта
ющих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего с системным, воспроизводственным, маркетинговым.
Отличия функционального и предметного подходов к развитию структуры и продукции фирмы представлены в табл. 4.6 и 4.7.
Таблица 4.6. Отличия функционального и предметного подходов к развитию структуры фирмы
Признак |
Предметный подход |
Функциональный подход |
Идея подхода |
Совершенствование выпускаемой модели и действующих структур |
Создание новых объектов и структур в соответствии с требованиями рынка |
Форма организационной структуры фирмы |
Линейно-функциональная или матричная |
Проблемно-целевая или матричная |
Уровень новизны (преемственности) организационной и производственной структур фирмы |
Низкий |
Высокий |
Состояние основных материальных активов |
Устаревшие |
Новые |
Принцип формирования штатного расписания |
Адаптация структур подразделений к работающим сотрудникам |
По параметрам выхода (целевой подсистемы) фирмы, задачам и функциям подразделений |
Удельный вес высококвалифицированных менеджеров и специалистов |
Низкий |
Высокий |
Средняя заработная плата менеджеров и специалистов |
Невысокая |
Выше раза в два |
Средний возраст менеджеров и специалистов |
50-55 лет |
35-40 лет |
Эффективность и устойчивость функционирования фирмы |
Низкая |
Высокая |
Конкурентоспособность фирмы |
Невысокая |
Высокая |
Таблица 4.7. Отличия функционального и предметного подходов к развитию продукции фирмы
Признак |
Предметный подход |
Функциональный подход |
Глубина и качество маркетинговых исследований |
Незначительные |
Значительные |
Степень удовлетворения рыночной потребности в данной продукции |
Неполная |
Полная |
Технический подход к совершенствованию продукции |
На основе унификации с выпускаемой моделью |
На основе создания совершенно новой продукции |
База сравнения при планировании обновления продукции |
Лучший образец конкурентов |
Опережающая база сравнения, ориентированная на обеспечение конкурентоспособности продукции к моменту выхода с продукцией на рынок |
Степень новизны (патентоспособности) продукции |
Низкая, совершенствование выпускаемой модели |
Создание новой качественной продукции |
Трудоемкость разработки и освоения новой продукции |
Низкая |
Высокая |
Степень новизны технологии |
Низкая |
Высокая |
Преемственность организации производства и труда |
Совершенствование существующей организации |
Проектирование новой организации |
Уровень освоенности рынка |
Освоен полностью |
Рынок может быть старым или новым |
Конкурентоспособность продукции |
Низкая |
Высокая |
Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности. Например, компания Тоуо1а переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения: на трассе — на бензин, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричество. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.
Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.