Сначала сформулируем понятие «метод».
В нашей работе рассматриваются преимущественно методы осуществления какой-либо работы, функции или операции в области управления различными объектами. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления какой-либо всеобщей или общей функции управления различными объектами (маркетингом, конкурентоспособностью, качеством, ресурсами, персоналом, производством, логистикой и др.).
Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, методы управления различными объектами, но и специфические методы инновационного менеджмента. К последним мы относим научные подходы, функционально-стоимостный анализ, системный анализ, экономико-математические методы оптимизации (методы исследования операций).
В рамках данной работы нет возможности подробно описать все перечисленные группы методов, им посвящено множество книг. Здесь приведем только группировку методов по их назначению и дадим определения важнейших методов.
Методы анализа:
— методы сравнения;
— индексный метод;
— балансовый метод;
— метод цепных подстановок;
— метод элиминирования;
— графический метод;
— функционально-стоимостный анализ;
— факторный анализ;
— SWOT-анализ;
— системный анализ и др.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять анализируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Факторный анализ — это процедура установления силы влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу; б) развитие сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Системный анализ — комплексный анализ объекта как системы с позиций системного подхода, включающий:
— анализ уровня качества всех компонентов всех подсистем системы управления (менеджмента) организацией;
— анализ действия внешних и внутренних факторов, слабостей и конкурентных преимуществ своих и основных конкурентов;
— анализ конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и организации в целом;
— анализ научного уровня управления различными социально-экономическими объектами.
Все рассмотренные выше методы анализа должны быть использованы при проведении системного анализа. Для повышения качества анализа рекомендуется применять следующие вспомогательные приемы анализа:
— сводки и группировки;
— абсолютных и относительных величии;
— средних и средневзвешенных величин;
— динамических рядов;
— сплошных и выборочных наблюдений;
— детализации и обобщения и др.
Методы прогнозирования:
— нормативный;
— экспериментальный;
— параметрические;
— экстраполяции;
— индексный;
— экспертные;
— экономико-математические и др.
Методы исследования операций (или оптимизации):
— методы линейного программирования:
— симплексный метод;
— двойственная задача;
— транспортная задача;
— целочисленное программирование;
— теория игр и др.;
— методы (модели) нелинейного программирования:
— метод множителей Лагранжа;
— модели выпуклого программирования;
» модели динамического программирования;
— специальные модели исследования операций:
» модели сетевого планирования и управления;
— теория массового обслуживания; модели управления запасами и др.
Методы стратегического маркетинга:
— прогнозирование параметров рынка, новых потребностей, необходимых ценностей, изменения параметров товаров и условий производства;
— анализ и оценка;
— моделирование;
— уточнение потребностей и ценностей;
— стратегическая сегментация рынка;
— нормирование конкурентоспособности товаров на конкретных рынках:
— нормирование параметров стратегии организации.
Методы (функции) тактического маркетинга:
— тактическая сегментация рынка;
— изучение потребностей потребителей;
— реализация в нормативно-методических документах маркетингового подхода — ориентации любой деятельности структурных подразделений организации на потребителя;
— изучение маркетинговой среды и конкурентов;
— уточнение нормативов конкурентоспособности товаров и организации;
— участие в разработке концепции товара, развития организации, выхода на рынок;
— ценообразование;
— выбор каналов распределения и сбыта;
— реклама;
— связь с общественностью (паблик рилейшнз);
— стимулирование увеличения доли рынка и ускорения продаж.
Методы ценообразования:
— с ориентацией на собственные затраты и нормативы прибыли;
— с ориентацией на качество (полезный эффект) товаров — своего и конкурентов;
— с ориентацией на спрос на товар и силу конкуренции на конкретном рынке;
— на основе корреляционно-регрессионных моделей ценообразования;
— на основе договоров, аукционов, биржевых сделок и т. д.
Инструменты анализа (повышения) качества продукции:
— диаграммы зависимостей между организационно-техническими и экономическими факторами;
— логическая причинно-следственная диаграмма факторов улучшения результирующего показателя;
— диаграмма Парето — графический метод ранжирования факторов;
— корреляционные поля;
— гистограммы;
— контрольный листок;
— контрольная карта и др.
Методы управления персоналом — методы воздействия субъекта управления (руководителя) на объект (исполнителя) по практическому осуществлению стратегических и тактических целей управления. В зависимости от степени свободы работника как объекта управления методы управления персоналом предлагаем подразделить на три вида:
— методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;
— методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуждает искать обоснованные мотивы для побуждения (стимулирования, мотивации) объекта к выполнению задания;
— методы убеждения, когда объект имеет значительную свободу действий, а субъект управления должен формировать методы воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности, тенденции и мотивы ее развития.
Управление персоналом, нацеленным на инновации, конкурентоспособность, имеет следующие особенности:
— высокая неопределенность параметров внешней среды как для организации в целом, так и для отдельного индивидуума;
— необходимость постоянного повышения своей квалификации, эрудиции, укрепления здоровья. Знания — сила, залог успеха;
— постоянное ожидание более сильного конкурента. Конкуренция — стиль жизни, движущая сила развития;
— положительное отношение к новому;
— высокая адаптивность к ситуациям;
— новизна, сложность, неповторяемость выполняемых работ;
— широкий диапазон психологических характеристик личности;
— высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
— неопределенность параметров организации груда;
— большая текучесть кадров;
— возможность получения большого дохода;
— возможность реализации потребностей высшего уровня: социальных потребностей и потребностей в самовыражении, самоактуализации, достижении высоких творческих результатов.