Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного), федерального (государственного), муниципального (регионального) либо фирменного уровня. В межгосударственных документах должны регламентироваться все общие вопросы сохранения планеты Земля, мира, экологии, безопасности товаров и услуг, прав человека, стандартизации и др. Федеральные нормативно-методические документы должны дальше развивать вопросы, которые регламентируются в межгосударственных документах, и т. д. Но документы нижестоящего уровня ни в коей мере не должны противоречить документам вышестоящего уровня.
Иерархия нормативно-методического обеспечения системы менеджмента показана на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Иерархия нормативно-методического обеспечения системы менеджмента
ДЛЯ чего нужна иерархия, показанная на рис. 6.1? Для обеспечения унификации, взаимозаменяемости и преемственности вопросов управления, регламентированных на верхнем уровне, для нижестоящего уровня. В настоящее время многие вопросы управления мировыми процессами унифицированы для всех уровней управления. Но некоторые из них, например единицы измерения и понятийный аппарат в области менеджмента, маркетинга, системы коммуникации и т. д., не унифицированы в рамках мирового сообщества. В одних государствах действует система измерений СИ, в других — дюймовая, что очень затрудняет обеспечение взаимозаменяемости технических систем. Ширина железнодорожной колеи не одинакова, что наносит огромный ущерб странам.
Нормативно-методические документы могут быть следующих видов:
— нормативные акты и стандарты (см. п. 6.1);
— методики, положения, инструкции и т. п.
В свою очередь, стандарты могут быть следующих видов:
— международный стандарт (МС);
— европейский стандарт (ЕМ);
— национальный стандарт России (ГОСТ Р);
— стандарт организации, предприятия, фирмы, корпорации, союза и т. п. (СТП).
После аббревиатуры указываются шифры системы стандартов, региона, отрасли, организации и т. д., потом — порядковый номер стандарта и через дефис — год утверждения стандарта.
Каждый стандарт действует на уровне иерархии, утвердившей его. Например, государственные стандарты России работают на всей территории РФ, во всех организациях, учреждениях, предприятиях независимо от форм собственности. А стандарты предприятий обязательны для исполнения только на данном предприятии.
Общие вопросы управления экономикой (в широком смысле этого слова), не регламентированные в рамках мирового сообщества, приходится каждой стране решать самостоятельно, что, кроме несения дополнительных затрат, не обеспечивает высокого качества решения и затрудняет интеграцию между странами. Если на федеральном уровне не регламентирован какой-либо вопрос управления глобальной системой, то каждый регион самостоятельно, по-своему и с большими затратами решает этот вопрос, и так до уровня фирмы.
Отсутствие или низкое качество международных правовых норм в области собственности, налоговой системы, финансов, организационно-правовых форм и т. д. сдерживает создание и развитие совместных предприятий, международную интеграцию и взаимовыгодное развитие стран.
Некоторые нормативно-методические документы, разрабатываемые международными организациями, должны быть аутентичными (прямого применения, перевод без искажения содержания) и обязательными для всех уровней иерархии, в том числе и для фирмы, независимо от формы собственности. Например, международная система мер и весов, система измерений, система охраны окружающей природной среды, система управления качеством на основе международных стандартов /50 9000 : 2000, система безопасности и международной сертификации товаров и услуг, основы валютной системы, терминология и операции в области финансов и т. д. должны быть едиными для всех стран и соответственно для всех фирм.
Увеличение количества нормативно-методических документов, правил, терминологии, норм международного характера значительно упростит построение каждой фирмой системы менеджмента, повысит эффективность использования природных ресурсов, труда и капитала как главных факторов обеспечения благосостояния, повышения качества жизни.
В табл. 6.1 представлен примерный перечень нормативно-методи- ческих документов по системе инновационного менеджмента фирмы, разработка и применение которых позволит повысить качество стратегического планирования.
Таблица 6.1. Примерный перечень нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента фирмы
Наименование подсистемы (блока) |
Наименование документа (фирменного стандарта) |
Основные разделы документа |
1. Научное сопровождение системы менеджмента |
1.1. Система менеджмента. Определения |
Основные положения Структура системы менеджмента фирмы Состав целевой подсистемы Состав управляемой подсистемы Состав обеспечивающей подсистемы Состав управляющей подсистемы Состав внешней среды системы менеджмента |
1.2. Система менеджмента. Методика прогнозирования циклов развития товара |
Основные положения Структура жизненного цикла товара Методика прогнозирования воспроизводственных циклов товара Методика прогнозирования циклов прибыльности товара Информационное обеспечение прогнозирования |
|
1.3. Система менеджмента. Научные подходы |
Основные положения Система научных подходов Сущность системного подхода Сущность воспроизводственного подхода и др. |
|
1.4. Система менеджмента. Общие методы управления персоналом |
Основные положения Методы принуждения Методы побуждения Методы убеждения Сетевые методы и др. |
|
1.5. Система менеджмента. Законы рыночных отношений |
Основные положения Сущность основных законов рыночных отношений Законы организации |
|
1.6. Система менеджмента. Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента |
Основные положения Принципы экономического обоснования Экономическое обоснование мероприятий по повышению организационнотехнического уровня производства Экономическое обоснование мероприятий по повышению качества «входа» системы Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности товара Информационное обеспечение расчетов |
|
1.7. Система менеджмента. Содержание и порядок разработки бизнес-плана фирмы |
Основные положения Принципы планирования Содержание бизнес-плана Порядок разработки бизнес-плана Организация реализации бизнес-плана Информационное обеспечение |
|
1.8. Система менеджмента. Организация процессов |
Основные положения Сущность и принципы рациональной организации производственных и управленческих процессов Принцип специализации Принцип пропорциональности Принцип параллельности Принцип непрерывности Принцип прямоточности Принцип ритмичности и др. |
|
1.9. Система менеджмента. Учет и контроль в системе |
Основные положения Направления и требования к учету Классификация видов контроля Разработка плана контроля Автоматизация оперативного контроля Информационное обеспечение |
|
1.10. Система менеджмента. Мотивация |
Основные положения Теории мотивации Мотивация маркетинговой деятельности Мотивация качественного труда |
|
1.11. Система менеджмента. Регулирование |
Основные положения Факторы регулирования Методика анализа обратной связи в цикле управления |
|
2. Целевая подсистема, контроль в системе |
2.1. Система менеджмента. Методическое обеспечение управления конкурентоспособностью товара |
Основные положения Измерение конкурентоспособности товаров Методика изучения факторов конкурентного преимущества фирмы Информационное обеспечение |
2.2. Система менеджмента. Стратегический маркетинг в формировании рыночной стратегии фирмы |
Основные положения Концепция маркетинга Функции маркетинга Формирование нормативов конкурентоспособности товара Методика формирования рыночной стратегии фирмы Информационное обеспечение |
|
2.3. Система менеджмента. Ценовая политика |
Основные положения Принципы ценообразования Виды цен Методы прогнозирования цен Информационное обеспечение |
|
2.4. Система менеджмента. Управление качеством товара |
Основные положения Система показателей качества товара Сертификация товара Антимонопольное законодательство Структура международных стандартов ISO серии 9000 по управлению качеством товара Структура системы управления качеством товара фирмы Организация управления качеством товара |
|
2.5. Система менеджмента. Политика ресурсосбережения |
Основные положения Система показателей ресурсоемкость товара Система показателей ресурсоемкости производства Анализ эффективности использования ресурсов Разработка и реализация мероприятий по ресурсосбережению |
|
2.6. Система менеджмента. Методы нормирования ресурсов |
Основные положения Виды норм и нормативов Методика нормирования материальных ресурсов на производство товара Методика нормирования материальных ресурсов на ремонтноэксплуатационные нужды Методика нормирования трудовых ресурсов Методика нормирования оборудования на замену изношенного Методика нормирования оборудования на капитальное строительство Информационное обеспечение |
|
2.7. Система менеджмента. Методика прогнозирования организационно-технического развития производства |
Основные положения Измерение организационнотехнического уровня производства Методика ранжирования факторов организационно-технического уровня производства Методика прогнозирования организационно-технического развития по формам воспроизводства Информационное обеспечение |
|
2.8. Система менеджмента. Методика планирования социального развития коллектива |
Основные положения Показатели социального развития Планирование социального развития коллектива Информационное обеспечение |
|
2.9. Система менеджмента. Охрана окружающей природной среды |
Основные положения Законодательство по охране окружающей природной среды Направления охраны окружающей природной среды Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды Информационное обеспечение |
|
3. Обеспечивающая подсистема |
3.1. Система менеджмента. Ресурсное обеспечение |
Основные положения Классификация видов ресурсов Организация обеспечения производства ресурсами Балансовые методы в организации обеспечения ресурсами |
3.2. Система менеджмента. Методическое обеспечение |
Основные положения Структура нормативно-методических документов по системе менеджмента Требования к содержанию нормативно-методических документов |
|
3.3. Система менеджмента. Информационное обеспечение |
Основные положения Требования к системе правового обеспечения менеджмента Состав нормативных актов по системе менеджмента |
|
3.4. Система менеджмента. Правовое обеспечение |
Основные положения Классификация информации Требования к информации Технология информационного обеспечения |
|
3.5. Система менеджмента. Организационнотехнологическое обеспечение системы |
Основные положения Требования к организационной увязке системы менеджмента Структура организационнотехнологического проекта по разработке и внедрению системы менеджмента фирмы Координация и мотивация внедрения системы менеджмента |
|
4. Внешняя среда системы менеджмента |
4.1. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов макросреды на устойчивость и эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы макросреды Методика изучения влияния факторов макросреды на эффективность менеджмента фирмы Оценка влияния факторов макросреды на эффективность менеджмента |
4.2. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы инфраструктуры региона Методика изучения влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента фирмы Оценка влияния факторов инфраструктуры региона на эффективность менеджмента |
|
4.3. Система менеджмента. Методика изучения влияния факторов микросреды на эффективность менеджмента |
Основные положения Факторы микросреды фирмы Методика изучения конкурентов Методика изучения клиентуры Методика изучения поставщиков Методика изучения инфраструктуры рынка Оценка влияния микроструктуры фирмы на эффективность менеджмента |
|
5. Управляющая подсистема |
5.1. Система менеджмента. Управление персоналом |
Основные положения Принципы управления персоналом Формирование структуры фирмы Требования к положениям о подразделениях фирмы и должностным инструкциям Оценка деловых качеств менеджера Научная организация труда менеджера |
5.2. Система менеджмента. Основы социологии и психологии |
Основные положения Личность и коллектив в системе менеджмента Социальные аспекты менеджмента Психологические аспекты менеджмента Стиль руководства Методы разрешения конфликтов Управление стрессами |
|
5.3. Система менеджмента. Методы анализа управленческих решений |
Основные положения Принципы и классификация методов анализа Сравнительный анализ Факторный анализ Функционально-стоимостный анализ Информационное обеспечение |
|
5.4. Система менеджмента. Методы прогнозирования управленческих решений |
Основные положения Принципы и классификация методов прогнозирования Методы экстраполяции Параметрические методы Экспертные методы и др. Информационное обеспечение |
|
6. Управляемая подсистема |
6.1. Система менеджмента. Стратегический маркетинг |
Основные положения Стратегическая сегментация рынка Стратегия ценообразования Разработка нормативов конкурентоспособности товаров и фирмы Разработка стратегии фирмы Формирование портфеля новшеств и инноваций фирмы Информационное обеспечение |
6.2. Система менеджмента. Организация НИОКР |
Основные положения Задачи и формы НИОКР Организация исследований Организация разработок Организация патентно-лицензионной работы Информационное обеспечение |
|
6.3. Система менеджмента. Организация технологической подготовки производства |
Основные положения Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства Задачи, принципы и этапы технологической подготовки производства Экономические вопросы технологической подготовки производства Принципы организации капитального строительства Информационное обеспечение |
|
6.4. Система менеджмента. Организация производства и сервиса продукции и инноваций фирмы |
Основные положения Особенности организации производства новшеств Принципы организации производства продукции Организация тактического маркетинга Организация сервиса потребителей продукции и инноваций фирмы Информационное обеспечение |
|
6.5. Система менеджмента. Анализ эффективности инновационной деятельности |
Основные положения Требования к формированию системы показателей эффективности инновационной деятельности Расчет показателей эффективности Анализ эффективности внедрения инноваций и продажи новшеств Информационное обеспечение |
Состав и содержание приведенных в табл. 6.1 нормативно-методических документов по системе инновационного менеджмента являются ориентировочными. В принципе, чем крупнее фирма и сложнее выпу-
скаемая ею продукция, тем больше должно быть нормативно-методических документов по менеджменту.
Во всех документах имеется раздел «Основные положения» и в большинстве — «Информационное обеспечение». Примерное содержание раздела «Основные положения»’.
— основание для разработки;
— актуальность документа (с точки зрения положения дел на фирме в данной области);
— назначение документа;
— основные термины и определения;
— область применения документа (кому предназначен);
— органы, контролирующие применение документа;
— ответственность за несоблюдение требований документа. Примерное содержание раздела «Информационное обеспечение»:
— классификация информации, используемой при применении документа;
— требования к информации;
— источники получения информации;
— технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации.