Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка

Ситуация 6. «Химические препараты»

Возможным партнером для инновационной организации могла бы стать средняя фирма «Химические препараты» с родственным профилем, которая выпускает изделия для узкого сегмента рынка. Для этого она занимается дифференциацией своей продукции с учетом нужд потребителей, т. е. она фирма-патиент.

Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патентная стратегия — это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши — узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции — шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе. При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится определять и обеспечивать ее.

Ситуация 7

IBM потерпела поражение в гонке по созданию суперкомпьютеров от специализирующейся именно в этой сфере небольшой фирмы-патиента Cry Research.

Суперкомпьютеры делаются поштучно. Во всем мире их установлено всего несколько, а используются они в основном военными, метеорологами и авиаконструкторами. Каждая машина стоит десятки миллионов долларов. Прибыльность очень значительна. Однако и издержки их производства велики. По соображениям престижа IBM долго не хотела покидать этот сегмент рынка. Но сильнейшие инженеры компании работали над более массовой продукцией: большими компьютерами (main-frames), рабочими станциями и персональными компьютерами, от успехов в выпуске которых зависела судьба концерна. А к началу 1990-х гг. пришла пора и жесткой экономии средств. В условиях падения спроса на mainframes и ценовой войны на рынке персональных компьютеров IBM впервые в своей истории понесла миллиардные убытки.

В 1993 г. IBM после десятилетий соревнования с Cry Research ушла с рынка, прекратив финансировать разработку нового поколения «числогрызов» (сленговое обозначение супер-ЭВМ). Уже 1994 г. принес сенсацию: суперкомпьютеры начали использовать для расчетов биржевой игры. Все выгоды от появления нового слоя богатых клиентов получила Cry Research — «хитрая лиса», победившая гиганта.

Прежде всего необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и др. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обособляя нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Увеличивается популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.

На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую нишу, обладает преимуществами до тех пор, пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна. Например, кварцевые часы погубили множество производителей механических часов; компьютер в сочетании с принтером многократно сократил спрос на пишущие машинки; в изготовлении приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверхвысокоточное оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна — обесценились прежние конструкторско-технологические знания.

Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать: потеряется способность к самообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое самостоятельное существование. Например, английский производитель дорогих спортивных автомобилей Jaguar был поглощен концерном British Layland, потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав Ford, однако традиции знаменитой марки сохранил.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:

— стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот пугь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ннши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах:

— смена стратегии и превращение в крупного виолента.

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией