Организация анализа эффективности инновационной деятельности

Целью анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности ИО является изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи анализа.

— Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы.

— Анализ рациональности структуры И О.

— Анализ’профессионализма руководителя ИО, руководителей инновационных проектов, их команд.

— Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности.

— Анализ финансового и материально-технического обеспечения ИО.

— Анализ качества нормативно-методического обеспечения ИО.

— Анализ качества информационного обеспечения ИО.

— Анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента.

— Анализ использования конкурентных преимуществ ИО.

— Анализ Структуры портфеля новшеств и инноваций (покупные новшества, новшества для внедрения в ИО, новшества для накопления, новшества собственной разработки, новшества для продажи).

— Анализ качества экспертизы проектов.

— Анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности ИО.

— Анализ системы мотивации и ответственности инновационной деятельности.

Анализ эффективности инновационной деятельности ИО следует осуществлять с соблюдением следующих принципов:

— принципов диалектики (системный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип «отрицания отрицания»);

— принципа единства анализа и синтеза;

— принципа ранжирования;

— принципа обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;

— принципа оперативности;

— принципа количественной определенности и др. Подробнее см. [34].

Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности ИО:

1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;

2) формирование временной творческой группы для проведения анализа;

3) разработка проекта программы анализа;

4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа;

5) выбор методов выполнения работ;

6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.;

7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей (см. рис. 14.2, формулы (14.1-14.7));

8) подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе;

9) принятие мер по результатам анализа.

Методы анализа (сравнения, балансовый, индексный, факторный и др.), принципы рациональной организации работ, использование оперограмм, сетевых и других методов изложены в специальной литературе, например в [34].

 

Предисловие

Концепция инновационного менеджмента

  1. Основные понятия из области инновационной деятельности
  2. Эволюция технологических укладов
  3. Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций
  4. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации
  2. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации
  3. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Особенности организационных форм инновационной деятельности

  1. Классификация инновационных организаций
  2. Особенности малых фирм
  3. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций
  4. Структуры инновационных организаций
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации

Научные основы инновационного менеджмента

  1. Сущность основных экономических законов
  2. Сущность основных законов организации в статике и динамике
  3. Системный подход к инновационной деятельности
  4. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга
  5. Функциональный подход
  6. Сущность остальных научных подходов к инновационному менеджменту
  7. Основные принципы управления
  8. Перечень основных методов инновационного менеджмента

Основы управления рисками

  1. Основные понятия и определения
  2. Классификация рисков
  3. Методические основы управления рисками
  4. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска
  5. Оценка и оптимизация рисков
  6. Методы снижения рисков
  7. Оценка эффективности управления рисками

Комплексное обеспечение инновационной деятельности

  1. Правовое обеспечение
  2. Нормативно-методическое обеспечение
  3. Финансовое и материальное обеспечение
  4. Информационное обеспечение и статистика инноваций

Методы инновационной деятельности организации

  1. Методы организации инновационной деятельности
  2. Методы выбора инновационной политики
  3. Методы прогнозирования возможных новшеств

Проблемы повышения инновационной активности организаций

  1. Сущность категории «инновационная активность»
  2. Подходы И. Ансоффа к использованию категории «агрессивность стратегии»
  3. Измерение инновационной активности
  4. Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
  5. Взаимосвязи показателя «инновационная деятельность» с другими инновационными показателями

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

  1. Показатели инновационной деятельности организации
  2. Инновационные цели организации
  3. Инновационный потенциал организаций
  4. Инновационный климат
  5. Инновационная позиция организации

Выбор инновационной стратегии поведения организации

  1. Возникновение и становление инновационных стратегий
  2. Типы инновационного поведения организаций
  3. Стратегии в сфере массового производства
  4. Стратегии дифференциации продукции и сегментации рынка
  5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
  6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
  7. Особенности эффективных инновационных стратегий

Формирование портфелей новшеств и инноваций

  1. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности
  2. Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
  3. Анализ действия закона конкуренции
  4. Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
  5. Содержание портфелей новшеств и инноваций

Организация НИОКР и проектирования

  1. Задачи, принципы и этапы НИОКР
  2. Патентно-лицензионная деятельность инновационной организации
  3. Основы инновационного проектирования
  4. Экспертиза инновационных проектов

Основы организационно-технологической подготовки производства новшеств

  1. Тенденции развития технологий и их классификация
  2. Задачи, особенности и стадии организационно-технологической подготовки производства
  3. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
  4. Реинжиниринг как инструмент повышения организационно-технического уровня производства

Основы экономики инновационной деятельности

  1. Основы инвестиционной деятельности организации
  2. Экономические вопросы организационно-технологической подготовки производства
  3. Система показателей эффективности инновационной деятельности
  4. Организация анализа эффективности инновационной деятельности
  5. Основы антикризисного управления организацией