Международная практика показывает, что наиболее эффективной с точки зрения сохранности во внешнеторговых перевозках грузов является их транспортировка в специальных контейнерах. Применение контейнеров облегчает механизацию погрузо-разгрузочных работ, улучшает сохранность грузов, уменьшает транспортные издержки.
Поскольку страхование контейнеров имеет определенную специфику, оно осуществляется по специальным договорам страхования, обычно заключаемым на стандартных правилах Института лондонских страховщиков на условиях «от всех рисков» и «от полной гибели», включающим расходы по общей аварии, спасанию, предотвращению и сокращению убытков.
Страховая компания обязана предоставить страхователю правила страхования контейнеров, разработанные страховщиком, на основании которых заключается договор.
Так, правилами страхования «Ингосстрах» предусмотрено осуществление страхования контейнеров всех видов (сухогрузные, изотермические, контейнеры-цистерны и др.), предназначенных для перевозок водным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом, при условии, что техническое состояние контейнеров полностью отвечает требованиям Конвенции по безопасным контейнерам (1972 г.) на дату заключения договора страхования. Договор страхования действует на территории стран, указанных в страховом свидетельстве (полисе).
Страховая компания возмещает следующие убытки и расходы:
•убытки в связи с повреждением или гибелью контейнеров, включая кражу и пропажу;
•убытки, расходы и взносы по общей аварии в части, приходящейся на застрахованные контейнеры;
•чрезвычайные расходы, разумно произведенные исключительно в целях спасания контейнеров, предотвращения и уменьшения убытков и расходов.
Размер страхового возмещения при страховании контейнеров ограничен:
•при фактической (полной) гибели, пропаже арендованного контейнера — суммой, которую страхователь должен возместить владельцу контейнера согласно договору аренды, но не свыше заявленной страховой суммы;
•при фактической (полной) гибели, пропаже собственного контейнера — страховой суммой на дату страхового случая;
•при повреждении арендованного контейнера — стоимостью произведенного ремонта, не превышающей сумму, которую страхователь обязан оплатить в случае повреждения контейнера в соответствии с договором аренды;
•при повреждении собственного контейнера — стоимостью произведенного ремонта, не превышающей страховую сумму на дату страхового случая.
Страховщиком не возмещаются убытки и расходы, вызванные:
•естественным износом контейнера, его узлов и деталей;
•скрытыми конструктивными дефектами или некачественным изготовлением контейнера;
•выходом из строя электрических или механических приборов, являющихся неотъемлемой частью контейнера, при условии, что их выход из строя не явился результатом страхового случая;
•кражей или пропажей конструктивно незакрепленных частей контейнера;
•преднамеренными действиями или грубой неосторожностью страхователя или его агентов, в том числе нарушением установленных норм и правил эксплуатации данного типа контейнеров;
•некачественно произведенным ремонтом или необходимостью исправления некачественно произведенных ремонтных работ;
•воздействием ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
•всякого рода военными действиями или военными мероприятиями и их последствиями, захватом, пиратскими действиями, народными волнениями, забастовками, а также конфискацией, реквизицией, арестом или уничтожением контейнера по требованию военных или гражданских властей, если по соглашению сторон не установлено иное;
•пропажей контейнера, если страхователь не может дать исчерпывающих доказательств, устанавливающих конкретную причину его пропажи, в том числе в случаях, если пропажа была обнаружена при проведении страхователем инвентаризации контейнерного парка;
•зачисткой внутренней или внешней поверхности контейнера, окраской, дезинфекцией контейнера, перегрузкой груза, а также рядом других операций, проведение которых не является следствием страхового случая;
•транспортировкой контейнеров, за исключением расходов по транспортировке поврежденного контейнера от места обнаружения аварийных повреждений до места ремонта;
•претензиями третьих лиц к страхователю как владельцу или арендатору контейнера, если в договоре страхования не предусмотрено иное.
Договор страхования контейнеров заключается на основании письменного заявления, в котором страхователь обязан сообщить все известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска. Если страхователь сообщил заведомо ложные сведения, страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения, а также расторгнуть договор без соблюдения установленного срока. Заключение договора удостоверяется страховым полисом.
При наступлении страхового случая страхователь или его представители обязаны принять все возможные меры по предотвращению и уменьшению размера убытков, а также обеспечению права требования к виновной стороне. При заявлении претензии к страховой компании страхователь обязан предоставить оригиналы документов, подтверждающих его интерес в отношении застрахованного имущества, а также соответствующие документы, имеющие отношение к страховому случаю и ликвидации его последствий.
К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в пределах уплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицам, ответственным за причиненный ущерб (суброгация). При этом страхователь обязан обеспечить страховой компании право на регресс к виновным лицам, передав все документы и доказательства и сообщив все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.
В случае если страхователь отказался от своего права требования к лицам, ответственным за причиненный ущерб, или осуществление этого права стало невозможным по его вине, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения в полной сумме или в соответствующей части.
Перевозчик не несет ответственности за сохранность груза в контейнере, если он доставлен в исправном состоянии и с ненарушенными пломбами. Если при выгрузке обнаружен контейнер с повреждениями, которые не исключают возможность доступа к грузу либо с неясными или сорванными пломбами, то контейнер вскрывают, производят проверку содержимого и составляют специальный акт в соответствии с действующими правилами. Контейнеры с повреждениями, которые открывают доступ к грузу, а также с нарушенными пломбами или вообще без пломб к перевозке не принимаются.