Любой товар обладает набором характеристик, представляющих интерес для покупателя и продавца. Это прежде всего его физические характеристики, а также количество, время и место поставки, финансовые ожидания рынка и его ликвидность. Особенностью биржевых товаров является то, что торговля ими осуществляется на трех типах рынков: спот, форвард и фьючерс.
Спотовый контракт (spot contract) представляет собой индивидуальную двустороннюю сделку с наличной немедленной поставкой оговоренного товара в оговоренный срок в будущем. Исполнение контракта происходит в соответствии с согласованными условиями в назначенный срок.
Форвардные рынки представляют собой как бы спотовые рынки, поставка товаров на которых отсрочена во времени. Существует столько видов форвардных контрактов, сколько существует товаров, которые можно поставить с отсрочкой. Каждый форвардный контракт готовится с учетом специфики продавца и покупателя. Индивидуальный характер форвардного контракта предопределяет его основные недостатки: необходимость времени для согласования его условий и отсутствие полной гарантии его исполнения. Форвардный контракт заключается, как правило, в целях осуществления реальной продажи или покупки соответствующего товара, в том числе для страхования поставщика или покупателя от возможного неблагоприятного изменения цены. При этом заключенный контракт не позволяет участникам воспользоваться возможной будущей благоприятной конъюнктурой.
Форвардный контракт может также заключаться с целью игры на разнице цен. В этом случае покупатель надеется на дальнейший рост цены товара, лежащего в основе контракта. При повышении цены товара покупатель контракта выигрывает, а продавец проигрывает. Напротив, при понижении цены выигрывает продавец контракта, а покупатель проигрывает. По форвардному контракту выигрыш и потери реализуются участниками только после истечения срока контракта, когда между ними происходят взаиморасчеты.
Заключение форвардного контракта не требует от контрагентов каких-либо расходов. Однако теоретически контрагенты не застрахованы от неисполнения обязательств со стороны своего партнера. Недостатком форвардного контракта является возможность для участников после выплаты заранее оговоренного штрафа отказаться от своих обязательств. Поэтому при заключении форвардного контракта партнеры тщательно выясняют платежеспособность и добросовестность друг друга.
При заключении форвардного контракта партнеры согласовывают удобные для них условия. Поэтому форвардный контракт не является стандартным по содержанию. В связи с этим вторичный рынок для него очень узок или вовсе отсутствует, так как трудно найти какое-то третье лицо, интересы которого в точности соответствовали бы условиям данного контракта, изначально заключенного в рамках потребности первых двух лиц. Таким образом, ликвидировать свою позицию по контракту одна из сторон может лишь с согласия контрагента. Поэтому форвардные контракты принято относить к неуступаемым видам обязательств, которые не могут исполняться другими лицами, кроме их подписавших. Это тоже отрицательный момент в характеристике форвардного контракта.
В дальнейшем появились форвардные контракты с гарантийным залогом, который вносили оба контрагента в обговоренном размере и который возвращался им при исполнении обязательств. При нарушении условия пострадавшая сторона получала залог в возмещение ущерба. Такое снижение риска неисполнения договорной дисциплины частично сдерживало массовые разрывы сделок, но при этом возникала проблема третьего лица – гаранта.
Для того чтобы лучше понять превращение форвардного рынка во фьючерсный, познакомимся с историей появления фьючерсных контрактов.
Фьючерсные контракты появились еще в 1860-х годах в США. Фермеры Среднего Запада поставляли свои урожаи зерновых на рынок в Чикаго осенью и пытались продать свой товар торговцам зерновыми. Естественно, что цены ввиду огромного превышения предложения над спросом были низкими и довольно часто фермеры просто сбрасывали свою продукцию в озеро Мичиган, потеряв все шансы получить хоть какую-то цену за зерно. С приближением весны предложение на рынке сокращалось, а цены на пшеницу резко поднимались. В целях создания более стабильных и прибыльных условий торговли группа чикагских торговцев основала в 1848 г. Чикагскую торговую биржу. Биржа, которая и сейчас является крупнейшей фьючерсной площадкой в мире, изначально ограничивала свою деятельность форвардными сделками, т. е. по поставке пшеницы по договорной цене через определенный срок в тот период года, когда предложение понизится. Однако к 1860-м годам количество, качество и сроки поставки стали стандартизованными, что облегчило участникам возможность продавать пшеницу с поставкой в будущем и фактически стало началом современного рынка фьючерсов.
В целом эволюция от форвардных к фьючерсным контрактам прошла следующие этапы:
• продавцы и покупатели сельскохозяйственной продукции заключали форвардные сделки с поставкой через 10, 20, 30 или 60 дней. Такие контракты назывались «по прибытии»;
• стандартизация всех условий этих контрактов. При этом принимались во внимание торговые обычаи и особенности отрасли. Вот как, например, были стандартизованы месяцы поставки, или контрактные месяцы (delivery or contract month), на Чикагской торговой бирже: март – возобновление регулярного судоходства, май – массовое освобождение складских помещений от остатков зерна прошлого года в связи с подготовкой их к поступлению нового урожая, декабрь – конечный срок поставки зерна нового урожая. Позднее к ним были добавлены июль (жатва озимых) и сентябрь (массовая уборка яровых);
• формализация рынка форвардных контрактов путем образования биржи со своими правилами ведения торговли и гарантией исполнения сделок.
Система гарантирования исполнения сделок развивалась в двух направлениях. С одной стороны, биржи создавали страховые, гарантийные запасы биржевых товаров, а с другой – широкое развитие получил механизм перепродажи ранее заключенных биржевых контрактов, позволявший продавцу или покупателю вместо отказа от исполнения биржевого договора (в силу определенных экономических условий) продать свое договорное обязательство или купить новое. В итого это и привело к обращению биржевых контрактов как самостоятельных объектов биржевой торговли.
Постепенно фьючерсные контракты стали охватывать широкий набор товаров, таких, как многие группы сельскохозяйственной продукции, нефть, металлы. Финансовые фьючерсы впервые появились в начале 1970-х годов.
Бурное развитие фьючерсных контрактов шло многие годы как в США, так и в Европе и ряде других стран мира, где появились фьючерсные рынки. При этом объемы торговли финансовыми фьючерсами вскоре далеко обогнали оборот по традиционным товарам.
Фьючерсный рынок (futures market) представляет собой организованный форум для заключения срочных контрактов, которые для большей ликвидности имеют в высшей степени стандартизованные условия.
Фьючерсный контракт – это стандартизованное соглашение о покупке или продаже конкретного товара в конкретное время и место в будущем по цене, установленной на свободных биржевых торгах в централизованном регулируемом месте по правилам данного рынка. Двумя основными моментами фьючерсных контрактов являются стандартная форма контракта и тот факт, что цена является единственным изменяющимся компонентом.
Основные функции фьючерсных рынков:
• механизм переноса риска с тех участников рынка, кто не желает нести риски, на тех, кто стремится к этому. Важным побочным продуктом этого переноса риска является увеличение кредитоспособности предприятий, которые без такого механизма были бы более уязвимы перед ценовыми колебаниями. Банки и финансовые институты кредитуют клиентов, менее подверженных риску, на более благоприятных условиях, что для последних уменьшает финансовые издержки, а для потребителей означает более низкие цены;
• повышение стабильности цен. Исследования показали, что ликвидные фьючерсные рынки в целом способствуют стабильности цен;
• выявление цены. Ежедневно фьючерсные котировки выявляют соглашение участников рынка относительно будущей цены товаров или финансовых инструментов. Это делает более точным планирование производства;
• установление определенного порядка в торговой практике различных участников рынка. Правила бирж способствуют честной и упорядоченной торговле;
• сбор и распространение информации. Доступность и открытость информации для всех участников биржевой торговли заставляет их вести конкуренцию в равных условиях.
В настоящий момент в мире существует относительно небольшое количество успешных фьючерсных контрактов. Так, в деловой прессе можно увидеть котировки только 50–60 фьючерсных контрактов. Видимый контраст между небольшим числом фьючерсных контрактов и большим количеством ценных бумаг, список которых занимает несколько страниц в газете, позволяет сделать вывод, что существует очень мало успешных фьючерсных контрактов по сравнению, например, с ценными бумагами. При этом одни фьючерсные контракты – весьма популярные, другие – относительно неудачные. Объем торговли некоторыми контрактами превышает 100 тыс. сделок в день, тогда как по другим он не достигает и 500 сделок.
Введение нового фьючерсного контракта в торговлю – довольно сложное дело. Биржи проводят тщательное исследование рынка с целью определить, будет ли привлекательным для участников торговых операций тот или иной контракт. Во внимание принимается, во-первых, наличие уже сложившегося форвардного рынка, во-вторых, заинтересованность торговцев и других участников данной отрасли. Оценивается, насколько неустойчивость цен может привлечь спекулянтов. Но прежде всего принимается во внимание, насколько этот конкретный рынок нуждается в формальном механизме переноса риска.
После разработки условий контракта и его одобрения компетентными органами соответствующей страны контракт вводится в практику и по нему начинаются торговые операции.
Фьючерсные биржи являются своеобразными производителями фьючерсных контрактов и, следовательно, стремятся максимально увеличить интерес к ним своих членов. Общий интерес членов биржи – это увеличение торговых доходов. Предложение фьючерсных контрактов биржей может рассматриваться как желаемый объем производства своеобразной отрасли.
Поэтому можно сказать, что обновление контрактов будет успешным, если биржи смогут корректно стимулировать спрос на фьючерсные контракты со стороны потребителей на рынке.
Предсказать спрос на новый фьючерсный контракт довольно сложно.
Например, иностранная валюта, как наличная, так и с поставкой на срок, является предметом операций на межбанковском форвардном рынке и на фьючерсном. Фьючерсные контракты на валюту были впервые введены в 1972 г. в Чикаго. Казалось, что на эти контракты будет спрос, поскольку валютные рынки были либерализованы и действовали плавающие валютные курсы. Однако если фьючерсные контракты на канадский доллар, немецкую марку, швейцарский франк и японскую иену были успешными, то фьючерсы на голландский гульден, французский франк и мексиканский песо – неудачными.
Американский экономист А. Зильбер провел в начале 80-х годов исследование по новым фьючерсным контрактам, введенным в период 60-х – 70-х годов. Были использованы два критерия успеха: а) какой процент этих новых контрактов еще существовал в 1980 г. и б) какой процент этих новых контрактов имел объем торговли 10 тыс. и более контрактов в 1980 г.
Результаты этого исследования показали, что новшества во фьючерсных контрактах довольно рискованны. Коэффициент успеха колебался от 25 до 32 % в зависимости от критерия. При этом пять крупнейших бирж США имели более высокий коэффициент успеха, чем небольшие биржи.
Обобщая опыт современных фьючерсных рынков, можно выделить условия успеха того или иного фьючерсного контракта:
• высокий объем спроса и предложения на товар, являющийся основой фьючерсного контракта. Небольшой объем спроса резко снижает число участников, заинтересованных в торговле на этом рынке;
• товар, лежащий в основе контракта, должен обладать такими свойствами, как однородность, взаимозаменимость;
• ценообразование на рынке указанного товара должно происходить свободно, без контроля государства или монополии;
• цены должны колебаться. Если цены стабильны, то у участников рынка нет стимулов для его использования;
• контракт должен представлять коммерческий интерес для участников реального, физического рынка;
• фьючерсный контракт должен серьезно отличаться от других существующих контрактов, чтобы привлечь внимание спекулянтов.
Ведущие фьючерсные биржи мира максимально учитывают эти условия и формируют фьючерсные контракты, отвечающие интересам всех участников рынка. Благодаря их усилиям крупнейшие фьючерсные рынки являются сейчас одним из наиболее эффективных и ликвидных торговых механизмов. Большое число покупателей заставляет их конкурировать между собой и повышать цены. Большое число продавцов заставляет последних цены снижать. Таким образом, на высоколиквидных рынках разрыв между ценами предложений покупателей (bids) и продавцов (offers), называемый спредом (bid/ask spread), уменьшается из-за высокой конкуренции. Поэтому данный показатель служит хорошим критерием ликвидности рынка.
На современных фьючерсных рынках разница цен продавцов и покупателей составляет 0,1 % и менее цены товара или финансового инструмента. Другими словами, если в какой-то момент сделки по золоту заключаются по цене 300 долл. за унцию, то типичной картиной может быть цена покупателя 300 долл. и цена продавца 300,2 долл. за унцию. При большом объеме предложения с двух сторон это означает для продавцов, что они могут быть уверены в том, что минимальная цена продажи для них будет 300,0 долл. за унцию, а для покупателей – что максимальная цена покупки для них будет 300,2 долл. за унцию. Конечно, сам уровень цены может измениться, но разрыв останется в пределах 20 центов за унцию (менее 0,1 % цены). Для сравнения, на фондовом рынке при цене сделок 50,0 долл. за акцию разрыв может составлять 25 центов (0,5 % стоимости акции), а на рынке недвижимости разрыв может доходить до 10 % цены. Именно эта высокая степень ликвидности способствовала тому, что фьючерсная торговля стала играть столь важную роль в коммерции и финансах.