Все изложенное выше позволяет судить о целесообразности использования операций хеджирования участниками реальной торговли и о выгодности подобных операций. Однако при всей привлекательности необходимо отметить и трудности, которые могут возникать при осуществлении операций хеджирования. Кроме риска, связанного с вариационной маржой в неустойчивом рынке, фьючерсный рынок имеет и рад других недостатков.
- Базисный риск. Из-за изменений базиса фьючерсные контракты могут не обеспечить полной защиты от ценовых колебаний наличного рынка. Базисный риск увеличивается тем больше, чем больше сорт наличного товара отличается от спецификации фьючерсного контракта. В редких случаях на очень неустойчивых рынках или когда корреляция наличных и фьючерсных цен мала, базисный риск может быть больше ценового риска «голой» длинной или короткой позиции.
- Издержки. Любая фьючерсная сделка имеет операционные расходы и расходы на клиринг. Даже если они малы, они могут со временем возрастать. Кроме того, есть еще и издержки, связанные с процентами на маржевые суммы.
Поскольку хеджирование вариационной маржи не всегда возможно (особенно если количества контрактов незначительны) или практически осуществимо (когда цены или процентные ставки очень неустойчивы), этот момент должен быть принят во внимание заранее. Даже если хеджер может эффективно использовать механизм хеджирования вариационной маржи, важно иметь наготове наличные средства для нее, т. е. иметь хорошие отношения с кредитными институтами, чтобы не прерывать удачный хедж из-за проблем с наличными средствами. Затраты на хеджирование можно разделить на две категории: затраты на исполнение сделок и транзакционные издержки. Первые отражены в разнице между ценами покупателя и продавца на рынке. Кроме того, имеются потенциальные потери вследствие неблагоприятных изменений базиса.
Транзакционные издержки включают комиссионные брокерам и альтернативные издержки, связанные с неполучением процентов по деньгам, внесенным в качестве маржи. Базисный риск может быть измерен потенциалом несовершенной ценовой корреляции. Его необходимо прибавить к затратам на сделки. Если хеджирование осуществляется с использованием опционов, то премия опциона должна быть включена в затраты на хеджирование.
- Несовместимость наличного и фьючерсного рынков. Поскольку фьючерсные контракты являются стандартными, они не всегда совпадают с особыми условиями обязательств наличного рынка. Количество может быть больше или меньше, чем единица фьючерсного контракта. Существует и разница в качестве. Могут быть различия во временны? х рамках форвардной сделки наличного рынка и месяца поставки фьючерсного контракта.
- Лимиты цен. Поскольку фьючерсная торговля может быть ограничена дневными колебаниями цен, может сложиться невозможность для хеджеров открыть или ликвидировать позицию в определенные дни из-за искажения соотношения цен реального рынка и фьючерсных котировок. Эта вероятность очень мала, но может создать значительные неудобства. И, наконец, если хеджер осуществляет свои операции на нескольких биржах, то ему необходимо тщательно изучить все правила каждой конкретной биржи, на которой он ведет дела, так как при всей общности организации биржевой торговли каждая биржа сама определяет особенности своих правил и регламента.
- Воздействие хеджа на управление. В некоторых случаях активное хеджирование, осуществляемое компанией, может повлиять на внутрифирменное управление. Так, хеджирование лишает компанию возможности получать дополнительную прибыль от благоприятного изменения цен, чем могут быть недовольны акционеры компании, считающие, что они лишились части возможных дивидендов. Точно так же высшее руководство компании может рассматривать затраты на хеджирование, особенно когда неблагоприятная тенденция не проявилась, как бесполезные расходы, лишившие фирму значительной прибыли. Поэтому считается целесообразным разрабатывать стратегии хеджирования совместно всем руководством компании, а также доводить их до сведения акционеров.
Примером крайне неудачного использования хеджа является операция, осуществленная американской компанией МГ, дочерней фирмой немецкого концерна «Metallgeselschaft». Компания обязалась в течение длительного срока (5–10 лет) поставлять своим клиентам нефтепродукты по фиксированным ценам. Для защиты от рисков повышения цен на закупаемую нефть компания использовала длинный хедж по нефтяным фьючерсам.
В дальнейшем цена на нефть значительно снизилась. Сама по себе защита от риска в этой ситуации была ненужной, поскольку движение рынка во многом определял сам концерн.
Стратегия оказалась прямым риском. По приобретенным фьючерсам компании пришлось переводить дополнительные гарантийные депозиты. В итоге убытки достигли 1,33 млрд долл. и подвели весь концерн к краю неплатежеспособности.
Компания в результате сделок с фьючерсными контрактами так подорвала свои позиции, что только за счет продажи долей участий и благодаря поддержке банков смогла избежать худшего.
Фундаментальный анализ основывается на оценке рыночной ситуации в целом и состоит из нескольких блоков:
1. Общеэкономический анализ конкретного рынка (США, Европы).
Положение экономики оценивается с учетом таких факторов, как колебание делового цикла, ВНП, занятость, инфляция, изменения процентных ставок, изменения валютного курса и т. п. Учитывается фискальная и монетаристская политика.
При использовании экономико-математических моделей число таких показателей существенно расширяется и они детализируются. В этом случае анализ макроэкономических факторов обязательно будет включать:
- прогноз внутри- и внешнеполитических событий;
- модель государственного регулирования и приоритетов развития;
- направление иностранных инвестиций;
- объемы и сальдо экспортно-импортных операций;
- возможность девальвации валюты анализируемого рынка и других связанных с ним валют;
- величину бюджетного дефицита и денежной эмиссии;
- текущий уровень и темпы инфляции;
- уровень кредитных ставок на кредитном рынке;
- принципы и формы налогообложения;
- государственный долг;
- уровень промышленного производства;
- состояние платежного баланса;
- уровень средней заработной платы;
- уровень безработицы;
- систему социальной защиты и др.
2. Анализ рынка (отрасли).
Отраслевой анализ предполагает изучение законодательного регулирования деятельности отрасли, делового цикла в данной отрасли, ее структуры, конкурентоспособности, уровня издержек.
3. Анализ товара, лежащего в основе фьючерсного контракта.
При проведении этой части фундаментального анализа обращают внимание на следующие факторы:
- наличие товара-заменителя, составляющего конкуренцию интересующему товару;
- наличие сезонного или любого другого вида периодических колебаний цен товара. Например, сельскохозяйственные товары имеют минимальные цены в период сбора урожая;
- общий уровень цен, который как показатель экономического состояния страны может оказывать существенное влияние на тенденцию изменения цены отдельных товаров;
- региональный разброс цен на один вид товара;
- степень монополизации рынка данного товара;
- возможность появления государственного регулирования товара;
- уровень инфляционных ожиданий по данному товару.
При фундаментальном анализе происходит, во-первых, сбор и структуризация информации, во-вторых, обработка полученных материалов, включающая расчет необходимых показателей, коэффициентов, индикаторов.
На основе этого осуществляются оценка и прогнозирование рынка. В результате происходит как бы моделирование «внутренней» реальной стоимости исследуемого товара в будущий период.
Фундаментальный анализ состоит в изучении и анализе общеэкономических тенденций рынка реальных товаров, установлении факторов и скрытых взаимосвязей, влияющих на его развитие. На уровень цен на рынке срочных контрактов влияют как долгосрочные, так и краткосрочные прогнозы изменений курса.
Анализом краткосрочных тенденций пользуется большинство аналитиков.
Важную роль играет здесь своевременное получение информации. При фундаментальном анализе используются статистические данные, опубликованные в печати.
Существенное влияние на цены могут оказать факторы, которые, на первый взгляд, кажутся не имеющими отношения к спросу на данный товар или к его предложению. Часто приводят пример того, как повышение цен на нефть в США вызвало понижение цен на говядину. Неожиданное повышение цен на нефть привело к сокращению поставок бензина на американский рынок.
Из-за нехватки бензина американцы стали реже пользоваться машинами, и клиентура различных кафетериев и кафе быстрого обслуживания резко сократилась. Люди стали реже покупать гамбургеры, что привело к излишкам мяса и падению цен на говядину.
В большинстве случаев фундаментальный анализ является скорее качественным, чем количественным. Он позволяет выявить своего рода «сигналы» начала определенных тенденций и их направленность. Для количественной интерпретации необходимо проведение дополнительных исследований рынка. Одним из средств такого изучения служит технический анализ.
Моделирование цены подобным образом предполагает многочисленные и весьма трудоемкие исследования для того, чтобы определить, завышена или занижена рыночная стоимость биржевого актива по сравнению с его реальной стоимостью. Другими словами, результатом фундаментального анализа будут данные о соотношении текущей рыночной стоимости того или иного товара и его «внутренней», или «действительной», стоимости. Цель этого анализа – выявить «недооцененные» рынком товары, на основе чего делаются рекомендации о целесообразности покупок и продаж.
Однако если рынок «недооценил» эти товары сейчас, то вполне возможно, что он не сделает это и в будущем, в результате издержки (затраты на анализ) не окупятся, т. е. нет никаких гарантий, что рынок подтвердит фундаментальные оценки аналитиков.
Фундаментальный анализ – тяжелая, трудоемкая работа, требующая создания базы данных и соответствующего финансирования.
Основные недостатки фундаментального анализа:
- невозможность учесть все факторы;
- неоднозначность выводов, так как одни и те же данные по экономическому состоянию страны в разные временны? е моменты приводят к противоположным результатам.