Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Источниками финансирования предприятия являются собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; средства, поступающие в порядке перераспределения (рис. 6).

Средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке, являются: кредитные инвестиции, доходы от продажи ценных бумаг, государственные субсидии.

Кредитные инвестиции это заемные средства, включающие кредиты банков, финансовые ссуды различных инвесторов, задолженности кредиторам, являются внешними источниками финансирования деятельности.

Заемные средства на долгосрочной основе (более года) обычно привлекаются для приобретения основных средств, а на краткосрочной (до года) для закупки товаров, ресурсов и пополнения оборотных средств.

Источники формирования финансовых ресурсов предприятия - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 6. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Продажа собственных ценных бумаг, являясь средством, мобилизуемым на финансовом рынке, позволяет привлекать необходимые инвестиции для обеспечения деятельности предприятия или его развития.

Государственные субсидии предоставляются предприятиям решающим важные социальные проблемы, которые по объективным причинам в достаточной мере не компенсируются доходами.

Собственные и приравненные к ним средства состоят из доходов и амортизационных отчислений.

Собственные средства предприятия и приравненные к ним – это финансовые ресурсы, принадлежащие предприятию на правах собственности. Они являются основой для осуществления хозяйственной деятельности и включают доходы от реализации продукции, основных средств и финансовых операций, а также приравненных к ним амортизационных отчислений, которые обеспечивают прирост устойчивых пассивов.

Для пополнения собственных источников финансирования предприятие может получить доходы от продажи части своих основных средств, если они не используются или используются неэффективно.

Доходы от финансовых операций могут быть получены от предоставления в заем денежных средств, от размещения свободных денежных средств на депозитах, за счет курсовой разницы, при покупке и продаже валюты.

Амортизация это средства отчисляемые на возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции, следовательно, в цену продукции. Амортизационные отчисления осуществляются в соответствии с установленными законодательством нормативными сроками службы основных фондов и нормами отчислений. Они остаются в распоряжении предприятия. Призвание амортизации обеспечение простого воспроизводства.

Устойчивые пассивы занимают особое место среди источников финансирования деятельности предприятия. С позиций обязательств устойчивые пассивы являются внешними источниками, а с позиций возможности влияния менеджмента на порядок их уплаты относятся к внутренним источникам, поэтому их выделяют в качестве отдельного элемента финансирования деятельности предприятия.

Прирост устойчивых пассивов формируются за счет рассрочки уплаты по обязательствам. К нему относятся: авансы покупателей и заказчиков; задолженность по заработной плате работникам предприятия и органам социального страхования; резервы предстоящих расходов и платежей; временно свободные средства специальных фондов; прирост амортизационных отчислений; кредиторская задолженность (ваши долги за уже используемые ресурсы), арендная плата.

Например, заработная плата входит в цену каждой единицы проданной продукции, но выплачивается работникам только один или два раза в месяц, а в период между выплатами используется предприятием в своих целях. Также происходит с налогами и другими обязательными платежами, учтенными в цене товара, но уплачиваемыми только к определенному сроку.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, включают: средства страхового возмещения, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов.

Средства страхового возмещения появляются у предприятия лишь при наличии страхования различных рисков: сделок, чрезвычайных ситуаций и т.п., как результат возмещения страховыми организациями понесенного предприятием ущерба.

Дивиденды и проценты по ценным бумагам появляются в случае приобретения предприятием акций и прочих ценных бумаг других эмитентов.

Выбор источников финансирования деятельности зависит от многочисленных факторов: объема продаж, природы рынков, сферы деятельности, специфики выпускаемой продукции, характера государственного регулирования и налогообложения, связи с финансовыми рынками и др.

При управлении финансами необходимо помнить, что увеличение амортизационных отчислений, за счет роста стоимости основных фондов, или выбора метода начисления амортизации ведет, при прочих равных условиях, к снижению прибыльности. Однако если при этом предприятие остается рентабельным, то общая сумма средств амортизационных отчислений и чистой прибыли, остающихся в его распоряжении, возрастает на большую величину, чем снижается прибыль.

 

Операционный менеджмент

  1. Основное содержание операционного менеджмента и его роль в системе управления организацией
  2. Эволюция теории и практики операционного менеджмента
  3. Модель «5Р операционного менеджмента»
  4. Понятия операции, процесса, бизнес-процесса, главной операционной функции
  5. Операционная система и ее подсистемы
  6. Функциональный и процессный подход
  7. Интеграция деятельности. Политики интеграции операционных функций и специализации на операционной функции
  8. Принципы операционного менеджмента
  9. Товары широкого производственного потребления и производственного назначения. Особенности и выгоды продукта. Товаропроводящие сети. Брокер, дилер, дистрибьютор.
  10. Жизненный цикл продукта и связь прибыльности продукта с долей рынка, Диаграмма Рынок/Продукт.
  11. Ценовая эластичность спроса и анализ 4Р
  12. Цели рекламы и относительная значимость средств продвижения
  13. Методы прогнозирования
  14. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
  15. Виды амортизации
  16. Прогноз денежных потоков и бюджетный процесс
  17. Мотивация и организация труда персонала
  18. Рабочие команды
  19. Развитие персонала и управление знаниями
  20. Логистика. Управление закупками и очередями
  21. Менеджмент цепочки ценности
  22. Условия (факторы) инновационного развития
  23. Организация и стимулирование инновационной деятельности
  24. Операционно-стоимостной учет и анализ АВС
  25. Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат
  26. Анализ областей результативности Питера Друкера
  27. Принципы организации производства
  28. Типы производств и их особенности
  29. Производственные планировки
  30. Организация производственного процесса во времени
  31. Определение длительности цикла сложного процесса (цикловой график сложного процесса)
  32. Основные подходы к управлению операционными запасами. Метод «точно в срок» и система «канбан»
  33. Производственная мощность и стратегии управления ею
  34. Особенности и модели организации производства услуг
  35. Операционные стратегии
  36. Рыночная и корпоративная стратегии, формирование операционной стратегии
  37. Операционные стратегии в сфере услуг
  38. Инжиниринг и модель процесса
  39. Построение технологической модели процесса
  40. Методологии моделирования бизнес-процессов
  41. Сбалансированная оценочная ведомость (система BSC)
  42. Теория ограничений
  43. Процесс планирования
  44. Организация выполнения планов
  45. Операционный контроль
  46. Информационное обеспечение процесса управления
  47. Программные продукты информационного обеспечения управления
  48. Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования
  49. Методы совершенствования бизнес-процессов
  50. Концепция всеобщего управления качеством (TQM) и стандарты ISO 9000
  51. Процедурная модель улучшений стандарта ISО 9001:2000
  52. Система совершенствования «кайдзен»
  53. Концепция «бережливое производство»
  54. Методология «Six Sigma»
  55. Преодоление сопротивления преобразованиям