Операционный контроль

Контроль – это процедура, в которой устанавливается соответствие хода реализации работ плановым заданиям, выявляется степень отклонений, причины их возникновения и обосновывается принятие управленческих решений, корректирующих процесс выполнения заданий.

Для осуществления контроля необходимо наличие: а) объективных и существенных контролируемых показателей; б) критериев, позволяющих классифицировать отклонения от показателей как существенные и опасные, либо как допустимые; с) системы и процедуры контроля.

Решения должны приниматься прежде, чем будет нанесен ущерб процессу, т.е. необходим упреждающий контроль. В основном ущерб связан с несоблюдением сроков, превышением норм использования ресурсов, стоимости, снижения качества.

Контроль процессов и операций можно представить в виде ряда последовательных действий:

• мониторинг – систематическое и планомерное наблюдение по заранее определенным параметрам за реализацией процесса;

• выявление и анализ причин отклонений. Осуществляется на основе критериальных ограничений, предусмотренных планом, бюджетом, потребностями в ресурсах и т.д.;

• обоснование необходимости принятия корректирующего воздействия и устранение причин отклонений.

Используются два основных методических подхода к контролю как функции – контроль по целям и контроль по отклонениям.

При контроле по целям, на основе системы целей разрабатываются планы и мероприятия, которые являются основой для заданий исполнителям. В этом случае, установки формулируются в виде конкретных параметров на этапах с указанием сроков их достижения. В дальнейшем процесс контроля носит дискретный характер и осуществляется только в момент предполагаемого достижения промежуточной цели.

При контроле по отклонениям, в ходе выполнения и по окончании работ осуществляется сравнение между плановыми и фактическими показателями. Возникающие отклонения могут приводить к необходимости срочного вмешательства в ход реализации плана, или к его пересмотру, а иногда и к пересмотру целей процесса.

В процессе осуществления оперативного контроля на этапах не следует забывать о конечных целях процесса и регулярно анализировать происходящие изменения, на предмет влияния на конечный результат процесса.

План проведения контроля должен соответствовать следующим требованиям:

• иметь четко сформулированные цели контроля;

• определять структуру объектов контроля;

• устанавливать критерии и параметры контроля;

• предусматривать регулярность наблюдений в соответствии с намеченными этапами контроля;

• определять ответственность за проведение контроля.

Контроль осуществляется по функциональным направлениям – сферам контроля. Например: маркетинг, НИОКР, снабжение, производство, финансы, сбыт и т.д. В каждой из сфер устанавливаются конкретные критерии и контролируемые параметры.

Контроль процесса представляет собой многоуровневую систему, и включает несколько функциональных сфер: контроль календарных планов; контроль использования ресурсов; контроль бюджета; контроль качества процесса.

Для оценки хода реализации процесса необходимо контролировать объем фактически выполненной работы. Эту задачу решает календарный контроль планов и заключается в установлении временных показателей, характеризующих взаимодействие участников процесса. В результате накапливается информация о продолжительности, интенсивности и трудоемкости контролируемых работ, состоянии реализации плановых заданий по основным показателям. По результатам этого контроля осуществляется статистический анализ.

Контроль использования ресурсов включает в себя определение расходования материалов, конструкций, деталей, загрузки трудовых ресурсов, машин, механизмов, вспомогательного оборудования и т.п.

Контроль бюджета осуществляется на основе сравнения запланированного бюджета, рассчитанного до начала процесса по действующим нормам, нормативам или детальным калькуляциям, с фактическими затратами: стоимостью сырья и материалов, подрядных работ, выполненных работ, на момент контроля бюджета и т.п.

Он основывается на финансовой системе учета, бухгалтерском учете и отчетности. По отчетным документам можно контролировать стояние активов (производственные затраты, запасы, выполнение работы, денежные средства, дебиторская задолженность) и пассивов (фонды, нераспределенная прибыль, обязательства, кредиторская задолженность и т.п.).

При бюджетном контроле, устанавливая дестабилизирующие факторы, которые могут привести к перерасходу бюджетных средств. Например, низкая производительность, превышение фонда заработной платы, стоимости материалов, несоответствие квалификации работников, недостача требуемых ресурсов, оборудования, инструментов, дополнительные затраты на исправление брака и т.п.

Для оценки использования бюджета используют текущую информацию о степени завершенности работ:

• объем завершенной работы, в процентном отношении к объему планируемых работ;

• объем выполнения работ по этапам;

• степень (процент) завершенности процесса или выполнения работ;

• стоимость выполненных работ на момент контроля.

Промежуточный контроль бюджета осуществляется посредством сравнения степени завершенности работ и пропорционального использования бюджетных средств.

Контроль качества процесса. Система контроля качества процесса имеет несколько уровней.

На этапе разработки устанавливают нормативные и эксплутационные требования к продуктам.

По отношению к объектам производства продуктов качество рассматривается по следующим основным направлениям: целевое назначение, экологическая безопасность, экономическая эффективность.

В фазе планирования качества оценивается надежность инженерно-конструкторских, организационно-технических решений и качество планов. Качество проектных решений определяется по комплексу показателей продукта. Например, соответствие требованиям стандартов, безопасность, надежность, ремонтопригодность, эргономика, технологичность, дизайн. Качество планов оценивается по реалистичности их выполнения.

Непосредственное проведение контроля качества заключается в проверке физических характеристик изделия, конструктивных элементов, материалов, деталей приспособлений к требованиям документации и стандартов. Кроме того, в процессе производства контролируется качество технологических процессов и качество персонала (соответствие квалификации работников предъявляемым требованиям).

Качество контролируется специально созданной организационной структурой и четким распределением ответственности, участников процесса производства продуктов.

 

Операционный менеджмент

  1. Основное содержание операционного менеджмента и его роль в системе управления организацией
  2. Эволюция теории и практики операционного менеджмента
  3. Модель «5Р операционного менеджмента»
  4. Понятия операции, процесса, бизнес-процесса, главной операционной функции
  5. Операционная система и ее подсистемы
  6. Функциональный и процессный подход
  7. Интеграция деятельности. Политики интеграции операционных функций и специализации на операционной функции
  8. Принципы операционного менеджмента
  9. Товары широкого производственного потребления и производственного назначения. Особенности и выгоды продукта. Товаропроводящие сети. Брокер, дилер, дистрибьютор.
  10. Жизненный цикл продукта и связь прибыльности продукта с долей рынка, Диаграмма Рынок/Продукт.
  11. Ценовая эластичность спроса и анализ 4Р
  12. Цели рекламы и относительная значимость средств продвижения
  13. Методы прогнозирования
  14. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
  15. Виды амортизации
  16. Прогноз денежных потоков и бюджетный процесс
  17. Мотивация и организация труда персонала
  18. Рабочие команды
  19. Развитие персонала и управление знаниями
  20. Логистика. Управление закупками и очередями
  21. Менеджмент цепочки ценности
  22. Условия (факторы) инновационного развития
  23. Организация и стимулирование инновационной деятельности
  24. Операционно-стоимостной учет и анализ АВС
  25. Анализ безубыточности и определение оптимального масштаба производства на основе зависимости доходов и затрат
  26. Анализ областей результативности Питера Друкера
  27. Принципы организации производства
  28. Типы производств и их особенности
  29. Производственные планировки
  30. Организация производственного процесса во времени
  31. Определение длительности цикла сложного процесса (цикловой график сложного процесса)
  32. Основные подходы к управлению операционными запасами. Метод «точно в срок» и система «канбан»
  33. Производственная мощность и стратегии управления ею
  34. Особенности и модели организации производства услуг
  35. Операционные стратегии
  36. Рыночная и корпоративная стратегии, формирование операционной стратегии
  37. Операционные стратегии в сфере услуг
  38. Инжиниринг и модель процесса
  39. Построение технологической модели процесса
  40. Методологии моделирования бизнес-процессов
  41. Сбалансированная оценочная ведомость (система BSC)
  42. Теория ограничений
  43. Процесс планирования
  44. Организация выполнения планов
  45. Операционный контроль
  46. Информационное обеспечение процесса управления
  47. Программные продукты информационного обеспечения управления
  48. Подходы к совершенствованию. Цикл совершенствования
  49. Методы совершенствования бизнес-процессов
  50. Концепция всеобщего управления качеством (TQM) и стандарты ISO 9000
  51. Процедурная модель улучшений стандарта ISО 9001:2000
  52. Система совершенствования «кайдзен»
  53. Концепция «бережливое производство»
  54. Методология «Six Sigma»
  55. Преодоление сопротивления преобразованиям