Логистика это наука и метод формирования оптимального алгоритма прохождения материального и связанного с ним информационного потока от момента закупки сырья до конечного потребления конечной продукции с наименьшими издержками. Она представляет собой комплексное планирование и управление материальными потоками, включая, обеспечивающий логистическое управление, информационный поток.
Выбор объема и периодичности закупаемой партии материальных ценностей, выбор размера производственной партии, использование собственных или арендованных элементов логистической инфраструктуры (склады, транспорт), выбор размерности и емкости тары, применяемые методы оптимизации товарных запасов – все это примеры логистических решений, влияющих на издержки и стоимость.
Логистика использует понятие интегрированный (сквозной) материальный поток – это материальный поток (сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции), рассматриваемый как единый объект управления от момента приобретения у поставщиков ресурсов до продажи потребителю продукции.
Информационный поток – это информация, отражающая состояние элементов движения материального потока.
Логистические операции – это совокупность действий, направленных на преобразование материального и обеспечивающего его информационного потоков, т.е. любые операции, совершаемые с предметами труда на различных этапах производственного цикла, за исключением основных технологических операций по изготовлению продукта.
Для определения границ логистической системы преимущественно используют принцип «уплата денег – получение денег». В ее контуры включают элементы, обеспечивающие движение товарно-материальных ценностей от момента оплаты исходного сырья, материалов и комплектующих до момента оплаты готовой продукции, т.е. получения денег от покупателя. Также может использоваться принцип общности цели входящих в ее состав подсистем.
В рамках хозяйственного цикла по месту возникновения выделяют следующие оперативные логистические функции:
• управление движением сырья, материалов и комплектующих от поставщика к производителю;
• управление движением полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса;
• управление потоками конечной продукции от производителя к потребителю;
• управление запасами на всем пути следования интегрированного материального потока.
Логистическую систему организации можно представить как совокупность этапов производственного цикла. В этом случае выделяют закупочные, внутрипроизводственные и распределительные процессы и соответственно закупочную, внутрипроизводственную и распределительную логистики (рис. 10).
Рис. 10. Логистическая система как совокупность этапов производственного цикла
В процессе закупочной логистики решаются задачи, связанные с обеспечением предприятия необходимым сырьем, материалами, комплектующими: определяются потребности, анализируются товарные предложения, выбираются поставщики, принимаются меры к бесперебойному обеспечению производства. Экономическая эффективность закупочной логистики определяется ее возможностью находить и доставлять необходимые ресурсы в нужном количестве, нужного качества и в необходимые сроки с минимально возможными затратами.
В процессе внутрипроизводственной логистики решаются задачи своевременного обеспечения потребителя готовой продукцией. Эффективность данной логистической подсистемы достигается за счет оптимизации партий запуска/выпуска и межоперационных заделов, внутрипроизводственных маршрутов движения материалов и полуфабрикатов, гибкости производства, на основе оптимизации резервов производственной мощности.
В процессе распределительной логистики решаются задачи эффективной реализации готовой продукции: планирование сбыта, подготовка и комплектация заказов, отгрузка продукции и обеспечение послепродажного сервиса. Эффективность сбытовой деятельности оценивается по качеству удовлетворения спроса потребителей.
Логистическую систему также можно представить в виде чередующихся этапов перемещения материальных ценностей и их складского хранения, на всех стадиях движения материального потока. В этом случае выделяются однородные инфраструктурные элементы транспортировка и складирование.
Транспортная логистика решает задачи, связанные с оптимизацией физического перемещения грузов от первичного источника приобретаемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих) до потребителя конечной продукции. Посредством выбора эффективного транспортного средства и определения рационального маршрута оптимизируются связи между сопряженными участками производственной и складской деятельности, транспортные связи с внешней средой.
Складская логистика решает задачи, связанные с оптимизацией расходов по размещению и временному хранению товаров. Решаются задачи выбора оптимального количества, емкости и мест размещения складов, определения оптимального набора функций того или иного склада (например, склад как распределительный центр готовой продукции, склад как сервис-центр, совмещенный склад для хранения и подготовки сырья и готовой продукции), эффективного технического оснащения, что позволяет существенно снизить издержки по всей логистической системе.
Для определения целей, задач и обеспечения эффективности логистической системы используют «шесть правил логистики»:
1. ПРОДУКТ – нужный продукт;
2. КАЧЕСТВО – необходимого качества;
3. КОЛИЧЕСТВО – в нужном количестве;
4. ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;
5. МЕСТО – в нужное место;
6. ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.
Пять первых правил фиксируют необходимый уровень характеристик продукта или потока, которые необходимо достигнуть, шестое (затраты) – является оптимизирующим критерием, при достижении требуемого уровня предыдущих характеристик.
Допустимо и другое сочетание очередности целей и задач логистической деятельности. Например, если целью бизнеса является оперативное насыщение рынка дефицитным продуктом, главной целью функционирования логистической системы станет минимизация времени движения продукта до конечного потребителя, т.е. «время» займет первую позицию.
При управлении совокупными логистическими затратами используется принцип полной стоимости. Практический смысл этого принципа состоит в том, что можно увеличить расходы на отдельные логистические операции, если это приведет к уменьшению общих логистических затрат в целом по системе.
В качестве примера можно привести введение использования поддонов для транспортировки грузов. Поддон позволяет увеличить объем перевозимых грузов за одну транспортировку и облегчает складирование. Однако в этом случае, необходимы разовые затраты на изготовление или закупку поддонов и постоянные дополнительные затраты на выполнение операции пакетирования — объединения нескольких единиц полуфабрикатов или сырья в одно грузовое место на поддон. Однако использование поддонов существенно снизит затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ и приведет к уменьшению количества транспортировок. Полученная экономия за счет более эффективного использования транспортных средств и снижения общей трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ, может оказаться значительно больше чем дополнительные затраты на изготовление поддонов и пакетирование, в результате чего суммарные затраты по логистическому процессу в целом уменьшатся.
Управление закупками
На современных промышленных предприятиях вес приобретенных деталей и узлов составляет до 70% стоимости конечной продукции.
В процессе производственной деятельности предприятия всегда возникает извечный вопрос: производить самим или покупать. От этого зависит организация производства, возможности концентрации усилий предприятия на своей основной деятельности.
Как отмечалось ранее, аутсорсинг – размещение производства комплектующих и вспомогательных услуг в сторонних организациях, сегодня широко распространенное явление. В практическом плане это кооперация различных предприятий производящих услуги и готовый продукт с целью усиления специализации по основному направлению деятельности, что позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на основном виде деятельности и способствует достижению лучших результатов.
При рассмотрении вопроса о производстве какой-то детали собственными силами или закупке ее извне необходимо изучить возможности потенциальных поставщиков, для чего их оценивают по параметрам: цена и качество продукта, надежность поставщика. Затем оцениваются управленческая совместимость, согласованность целей, стратегическое планирование развития фирмы-кандидата, уровень сервиса.
В этих целях используется метод аналитической иерархической процедуры, в соответствии с которым на первом этапе определяются предпочтения (качества поставщика), которые в настоящее время являются наиболее важными для организации. Затем в соответствии с этими приоритетами оценивается каждый поставщик в отдельности и выбирается наиболее соответствующий этим требованиям.
Управление закупками включает в себя не только выбор поставщика, но и взаимодействие с поставщиком в направлении отработки оптимальных (наиболее выгодных) для обеих сторон партий поставки, упаковки и т.д. Предпочтение отдается надежным поставщикам, которые обязательны в исполнении своих обязательств и работают совместно с заказчиком над необходимым улучшением параметров поставляемой продукции. Критерии, которыми руководствуются при создании системы закупок, обычно следующие:
• безусловное выполнение графика поставок;
• минимальные размеры партий поставок;
• долгосрочность контрактов;
• минимум затрат на оформление документов;
• возможность изменения объема поставок по срокам или объему (пределы допустимых изменений оговариваются в договоре);
• не превышение оговоренного уровня брака в каждой партии поставки.
Необходимо работать с несколькими поставщиками, тогда на основе сравнения можно более объективно оценить их деловую репутацию и качество поставляемой ими продукции. Также следует использовать опыт и преимущества международной кооперации.
Распространенным явлением стало сотрудничество поставщика и потребителя в области повышения качества. Нередко потребители организуют систему совместного выходного контроля у поставщика и убирают входной контроль, поддерживают своих поставщиков. Реализуют совместные программы по повышению качества продукции поставщика, вплоть до совместного совершенствования технологии ее изготовления, с целью снижения уровня отходов в конечном производстве. В практике также наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества поставщиков.
Развитие современных средств коммуникации, экономико-математических методов прогнозирования, специальных программных продуктов (MRP, ЕRP и др.) позволяет создавать современные системы поставок, чутко реагирующих на изменяющиеся запросы потребителя.
Управление очередями
Основным компонентом в обслуживании клиента является культура обслуживания, позволяющая удовлетворить ожидания клиента. Управление очередями один из компонентов этой культуры, который обеспечивается системой массового обслуживания.
Проблема в том, что очереди полностью исключить невозможно, поэтому необходимо свести к минимуму потери от ухода клиентов, не дождавшихся обслуживания, к конкурентам.
При управлении очередями руководствуются следующим принципом: если потери от того, что клиенты из-за ожидания обслуживания уходят, больше чем затраты на расшивку узких мест, то необходимо решать эту проблему. Если же потери меньше затрат на расшивку, то такие вложения неоправданны.
Систему массового обслуживания формируют следующим образом:
• определяется входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание;
• устанавливается дисциплина очереди (порядок обслуживания);
• определяется механизм обслуживания (продолжительность процедур обслуживания).
В целях оптимизации системы обслуживания оцениваются:
• среднее число ожидающих клиентов в очереди и в целом по системе;
• среднее время ожидания клиента;
• коэффициент использования мощностей системы обслуживания (загрузка системы);
• вероятность того, что клиенту придется ждать обслуживания;
• стоимость поддержания заданного уровня мощности системы и соответствующие расходы на ожидание клиентов;
• вероятные потери от ухода клиентов из-за очередей.
Расчеты производятся на основе математических моделей теории вероятности.
В конечном итоге принимается решение о расшивке узкого места, посредством создания дополнительных мест по обслуживанию клиентов, или сокращению времени обслуживания, или модернизации технологии системы обслуживания. Также может создаваться сопутствующая инфраструктура, способная задержать и занять клиента во время ожидания своей очереди, например: место отдыха, кофе, телевидение, развлекательные журналы, быстрое питание, быстрое бытовое обслуживание, мини магазин и т.п.