Экономическая библиотека онлайн

Основные положения теории рациональных ожиданий

Теорию рациональных ожиданий можно рассматривать как еще одну идейную реакцию на кризисные явления в экономике и экономической теории 70-х гг. ХХ в. Ее главными представителями являются Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Саржент, Р. Берроу, Л. Лейдерман, П. Миндорф и др.

Основные работы: Дж. Мут «Рациональные ожидания и теория движения цен» (1961); Р. Лукас и Т. Саржент «Исследование теории делового цикла», «Рациональные ожидания и экономическая политика» (1989), «Рациональные ожидания и экономическая практика» (1991); Т. Саржент и Н. Уоллес «Теория рациональных ожидании и экономическая политика (современная макроэкономика)» (1991) и др.

Школа рациональных ожиданий представляет собой еще одну попытку применения неоклассических подходов к решению новых теоретических и практических проблем, таких как эффективность государственного вмешательства, безработица, экономический рост, цикличность, нейтральность денег и др. В ее рамках получает развитие теория общего экономического равновесия Л. Вальраса, субъективный подход, модель рационального поведения хозяйствующих субъектов и сама центральная неоклассическая идея о преимуществах экономики свободной конкуренции и нежелательности любого государственного вмешательства в экономику. В области практики эта школа обнаруживает родство с монетаризмом.

Вместе с тем, существует целый ряд моментов, отличающих школу рациональных ожиданий от монетаризма. Прежде всего, ее сторонники развивают макроподход. Поэтому они сами называют себя «новой классической макроэкономической теорией», или «новой классикой». Причем, новые классики попытались подвести под свое обоснование решения макроэкономических проблем традиционный микроэкономический подход, используя собственную модель поведения человека.

В отличие от монетаристов, использовавших для объяснения поведения хозяйствующих субъектов модель адаптивных ожиданий, новые классики применили гипотезу рациональных ожиданий. Гипотеза адаптивных ожиданий исходит из того, что хозяйствующие субъекты формируют свои решения, основываясь только на информации и опыте прошлого периода, что, строго говоря, не обеспечивает полного учета динамики цен. Поэтому признается возможность ошибок в прогнозах, что отрицательно сказывается на результатах хозяйственной деятельности. По мнению новых классиков, гипотеза адаптивных ожиданий не соответствует неоклассическому принципу оптимального поведения субъекта на рынке и его абсолютной рациональности.

Поэтому они взяли на вооружение другую концепцию поведения человека, которую предложил в начале 1960-х г. Дж. Мут. Он ввел в экономический оборот понятие «рациональные ожидания». Это ожидания, формирующиеся на базе всей имеющейся на данный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. Введением понятия рациональные ожидания новые классики стремились преодолеть известное противоречие традиционных теорий: рациональное поведение человека в условиях определенности на микроуровне и его отсутствие в поведении субъектов в условиях неопределенности на макроуровне. Новые классики доказывают, что субъекты в ситуации неопределенности ведут себя весьма осмотрительно, используя для оценки этой ситуации весь имеющийся у них опыт. Таким образом, в стабильной системе люди ведут себя адаптивно, т. е. формируют ожидания исходя из прошлого и экстраполируя его на будущее, в условиях же динамики и быстрого изменения конъюнктуры они ведут себя на основе предвидения будущего. Например, в условиях инфляции хозяйствующие субъекты будут формировать ценовые ожидания исходя не из динамики цен в прошлом, а исходя из своих представлений о будущих тенденциях их изменений. Важным условием при этом является доступность информации.

Такая информация составляет первичный материал для построения моделей рациональных ожиданий, формирующихся с применением новейших математических методов (теория вероятностей, стохастическое программирование и др.). Первые модели рациональных ожиданий предложили Дж. Мут в 1961 г., Т. Сарджент, Р. Уоллес и Р. Лукас в конце 1980 – начале 1990 – х г., которые модели имели две задачи: моделирование поведения экономических субъектов и моделирование последствий государственной политики в условиях неопределенности.

В таких моделях признается, что большинство хозяйствующих субъектов способны предвидеть возможные мероприятия государственной политики с учетом фазы цикла. Поэтому, в отличие от монетаристов, теоретики рациональных ожиданий доказывают, что любые государственные мероприятия фискальной или денежной политики не могут привести к изменению реальных величин ни в долгосрочном, ни в краткосрочном периоде. (Напомним, что монетаристы также отвергали возможность повлиять на реальные параметры экономики в долгосрочном плане, но признавали, что это возможно в краткосрочном периоде в случае, если правительство принимает неожиданные решения.) Отсюда отрицается сама возможность влияния со стороны государства на реальные экономические показатели, экономическая политика ведет к изменению только номинальных параметров экономической деятельности.

Очевидно, что такая позиция направлена как против кейнсианской политики точной настройки, так и против монетаристских рецептов государственного вмешательства. Принципиальная позиция сторонников теории рациональных ожиданий состоит в том, что надо отказаться от любого государственного вмешательства и вернуться к системе свободного предпринимательства.

Наряду с государственным вмешательством, дестабилизирующим фактором экономики теоретики новой классики называют несовершенство информации, ее ограниченность и искаженность. Р. Лукас привел пример, иллюстрирующий влияние несовершенства информации на развертывание циклических колебаний. Например, товаропроизводитель в условиях ограниченной информированности сталкивается с фактом роста цен. Он склонен объяснять этот рост, исходя из двух причин: как следствие общего роста цен и как результат изменения относительных цен. Даже если цены выросли только под влиянием инфляции, субъект будут полагать, что здесь присутствует и фактор изменения относительных цен производимого им товара. Поэтому он станет расширять производство. Аналогично, но в обратном порядке будут развиваться события в ситуации снижения цен. Рациональные субъекты отреагируют на него сокращением производства.

При этом, по оценке новых классиков, ошибки в оценке характера наблюдаемых изменений являются временными. И если брать долгосрочные тенденции, то в среднем реальные параметры экономики и прогнозируемые субъектами хозяйствования совпадают. Между тем, являясь несистематическими, такие ошибки могут порождать экономические колебания (кстати, действия, направленные на исправление этих ошибок, также являются фактором колебаний).

Поэтому главную заботу государства новые классики видят в организации достоверных источников информации и обеспечении ее доступности всем хозяйствующим субъектам. Например в ситуации инфляции главным средством должно быть обнародование пределов дефицита государственного бюджета с тем, чтобы население стало больше доверять правительству. Только в таких условиях инфляционные ожидания станут рациональными и будут созданы условия для преодоления инфляции. Эти рекомендации перекликаются с монетаристскими предложениями борьбы с непредвиденной инфляцией и «денежным правилом» М. Фридмена.

Одно из центральных положений теории рациональных ожиданий состоит в том, что рациональные ожидания способствуют «расчистке» всех видов рынков и приведению их в состояние, обеспечивающее устойчивость экономической системы. Основа этого, как утверждают теоретики новой классики, – гибкое реагирование хозяйствующих агентов на любые отклонения конъюнктуры, их действия в соответствии с принципами оптимизации, ориентация на реальные экономические показатели и результаты.

В рамках теории рациональных ожиданий разрабатывается собственная теория динамического равновесия в соответствии с принципами оптимального поведения хозяйствующих агентов. В частности – равновесная модель цен, рассматриваемая в качестве основы функционирования хозяйства. В этой модели равновесные цены ставятся в зависимость от денежной массы в обращении и ее движения, поскольку последняя непосредственно воздействует на устойчивость цен. Стабильность цен ставится в зависимость от денежной политики. Как мы выяснили, она должна быть обоснованной и стабильной. Это важное условие, поскольку, как подчеркивает Р. Лукас, даже на небольшие колебания цен предприниматели отвечают резкими изменениями производства и занятости.

Это связано с тем, что динамика денежной массы – это важнейший источником информации. Увеличение денег в обращении вызывает рост цен, что в свою очередь является сигналом к увеличению производства. Следующее за сокращением денежной массы снижение цен, напротив, дает сигнал к снижению объемов производства. С такой динамикой экономические агенты постоянно согласуют свои действия. Степень отклонения от намеченного уровня производства, отмечает Р. Лукас, зависит от того, считают ли экономические агенты обнаруженные колебания цен временными или устойчивыми. Стабилизация рыночной экономики показывает, насколько правильны были их действия, повлекшие за собой либо расширение, либо сокращение производства.

Таким образом, дискреционное управление предложением денег должно быть заменено управлением, ориентирующимся на тот или иной вариант правила роста денежной массы. Это предложение напоминает «денежное правило» М. Фридмена.

Оценивая значение теории «новых классиков», отметим, что они упрочили позиции либеральной науки и нанесли ощутимые теоретические удары по противникам идеи свободы предпринимательства, а также существенно развили неоклассическую теорию равновесия, их исследования пробудили интерес к проблемам неопределенности, ожиданий. Думается, что оценка Нобелевского комитета вклада Р. Лукаса в экономическую науку может быть в полной мере отнесена ко всей школе рациональных ожиданий: «за разработку и применение гипотезы рациональных ожиданий, которая привела к изменению макроэкономического анализа и углублению понимания экономической политики».

Среди критических замечаний в адрес теории рациональных ожиданий надо отметить то, что модели ее сторонников достаточно абстрактны, предполагают идеальную экономическую систему, далекую от реальности. Среди таких нереалистических предположений – предположение о существовании рынка с полной информационной прозрачностью, допущение о том, что хозяйствующие субъекты обладают знанием основных параметров экономической деятельности (цены, издержки, прибыль, заработная плата и т. д.). Между тем, в реальной жизни доступность информации может быть различной в зависимости от того, о какой группе населения идет речь (рядовой потребитель или государственный чиновник, например). Могут существовать так называемые временные лаги (время, необходимое для того, чтобы информация дошла до экономических субъектов), а также издержки получения информации (сегодня это дорогостоящий ресурс). Остается под сомнением допущение об абсолютной гибкости цен. Любой из перечисленных моментов может послужить «затемнению» рынка и разрушать гипотезу рациональных ожиданий.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора