Социалисты-рикардианцы

К этому направлению социалистов принадлежали англичане Уильям Томпсон (1785–1833), Томас Годскин (1787–1869), Джон Грей (1798–1850), Джон Френсис Брей (1809–1895). Исходным пунктом для социалистов-рикардианцев была трудовая теория стоимости. Поскольку богатство, т. е. стоимость, создается только трудом, капитал не имеет никаких прав на ее присвоение. Рабочий вынужден безвозмездно отдавать часть своего труда, за счет чего формируются прибыль капиталистов, рента землевладельцев и другие нетрудовые доходы. Идея производительности капитала социалистами-рикардианцами категорически отвергается. Социалистическое общество они представляли как общество коллективной трудовой собственности при сохранении рыночных отношений.

Несколько позже, в 40-х гг. XIX в., учение Рикардо послужило основой концепции для близкого по взглядам к социализму француза Пьера-Жозефа Прудона (1809–1865). Широкую известность принесла Прудону фраза «Собственность – это кража». Частной собственности он противопоставлял владение, основанное на личном труде. Крупные предприятия и железные дороги могут перейти в совместное владение рабочих, но основу экономики должны составлять индивидуальные владения мелких товаропроизводителей. Нетрудовые доходы и бедность Прудон связывал с существующей организацией обмена. Прудон ввел понятие конституированной, или пропорциональной, стоимости, которая отражает трудовые затраты с учетом пропорций распределения труда между различными видами производств. По Прудону, если цены будут соответствовать конституированным стоимостям, спрос и предложение уравновесятся. Прудон предлагал создание народного банка, принимающего все товары и удостоверяющего их пропорциональную стоимость квитанциями, по которым можно в том же банке получить любой эквивалентный товар. Идеи Прудона и его проекты реформирования обмена являются утопичными.

Другая ветвь социалистических учений связана с именами французских социалистов-утопистов Клода Анри Сен-Симона (1760–1825), Шарля Фурье (1772–1837) и Роберта Оуэна (1771–1858). Для концепции Сен-Симона характерен историзм. Историю человечества он рассматривал как процесс смены одного общественного строя другим, более прогрессивным. По сравнению с первобытным обществом благодетельным было рабство; прогрессом был переход от рабства к феодализму; прогрессивен и переход к промышленному строю. Последний процесс еще не завершился. У власти оказались не промышленники, а непроизводительная, паразитическая буржуазия.

Современный ему период Сен-Симон считал переходным. На смену существующим экономическим порядкам неизбежно придет новый строй. Сен-Симон называет его индустриализмом, ибо в основе его будет лежать крупная индустрия. Главным пороком капиталистического общества Сен-Симон считал раздробленность и анархию производства. Эта анархия – неизбежное следствие экономической свободы, которая базируется на индивидуализме частных собственников.

В обществе индустриалов крупная промышленность будет управляться из единого центра, функционировать по единому плану, разрабатываемому учеными. Планирование охватит как производство, так и распределение продукции в масштабе страны. Сен-Симон не выдвигал требования замены частной собственности общественной. В его системе сохраняется частная капиталистическая собственность, существует централизованно выделяемая из общественного продукта доля на вознаграждение за капитал. Обязательные для капиталистов условия – личный труд, участие в производстве и подчинение общему плану.

Шарль Фурье осуждал капитализм за противоречие между интересами богатого меньшинства и нищего большинства. Существующий строй, по его мнению, не способен обеспечить благополучие всего населения, ибо частная собственность рождает анархию, конкуренцию, что влечет за собой неслыханное расточительство сил и средств. Важнейшим объектом критики для Фурье была торговля. Торговля через конкуренцию ведет к монополии, а господство монополий – это «торговый феодализм». Эксплуатацию рабочих он трактовал преимущественно как обман их в качестве покупателей. С бедностью он связывал и неизбежность экономических кризисов.

Выход Фурье видел в переходе к общественной собственности. По его замыслу, собственность обобществляется, но не в масштабах всего общества, а только в масштабах трудовых товариществ (фаланг), в которых совместно живут, работают и отдыхают трудовые коллективы численностью в 1–2 тыс. человек. Полученная прибыль частично зачисляется на трудовые акции каждого, частично поступает в общественный фонд потребления. В фалангах, по мысли Фурье, исчезнет порабощающее человека закрепление за определенным видом труда, так как работники в фалангах будут менять вид работы несколько раз в день. На смену конкуренции, при которой выигрыш одного есть проигрыш всех остальных, придет соревнование, в котором выиграют все. Постепенно исчезнет противоположность между физическим и умственным трудом. Любопытно, что требуемые для организации фаланг немалые средства должны дать, по мнению Фурье, сами капиталисты. Вступая в члены фаланги, они становятся ее акционерами, а весь произведенный в фаланге продукт будет делиться в отношении 5 : 4 : 3 между трудом, акционерным капиталом и знаниями. Роль государства у Фурье оказывается совершенно незначительной, поэтому его часто называют предшественником анархизма.

«Утопии» Фурье и Сен-Симона были чисто умозрительными, и можно было, ничего не предпринимая, спорить до бесконечности о степени их осуществимости. Перенести спор в чисто практическую плоскость попытался Роберт Оуэн. Оуэн видел основного врага общества в частной собственности, которая, по его мнению, вредна для всех, том числе для самих собственников. На смену частной собственности и личной заинтересованности должны прийти общественная собственность, общий труд, равенство в правах и обязанностях. Деньги как орудие эксплуатации, должны быть отменены. Они должны быть заменены квитанциями, удостоверяющими, какое количество труда работник затратил на изготовление товара. Изготовленный товар он сдает на «базар справедливого обмена» – общественный склад, где по полученной им квитанции сможет подобрать себе равный по количеству труда нужный товар.

Оуэн попытался осуществить свои идеи на практике. В 1800 г. он стал совладельцем и менеджером небольшого прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия). Спустя два года предприятие стало приносить устойчивую прибыль, создавались детские сады, школы, культурный центр, службы санитарного надзора, социального обеспечения, страхования, потребительская кооперация. Реальный доход на душу населения был гораздо выше, чем на других предприятиях. Рабочий день составлял всего 10,5 часов вместо обычных в то время 16 часов. Однако весь этот успех, ограниченный рамками одного поселка, всецело зависел от неординарной личности самого управляющего. Когда после конфликта с другими совладельцами Оуэн был вынужден покинуть Нью-Ленарк, все вернулось на круги своя. В этом смысле блестящий эксперимент Оуэна окончился неудачей.

Несмотря на содержащиеся в идеях Сен-Симона, Фурье и Оуэна элементы глубокой критики существовавшего в то время общественного строя и ряд интересных догадок о направлении будущего общественного развития, эти идеи остались утопичными. Они не имели серьезного теоретического обоснования. Поставить идею социализма на прочную теоретическую основу взялся Карл Маркс, которому, по его собственной оценке, удалось превратить утопический социализм его предшественников в «научный» социализм.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора