Немецкая историческая школа прошла в своем развитии несколько этапов. В ней с известной долей условности можно выделить «старую» и «молодую» историческую школу.
Несмотря на различные исторические условия возникновения, на разнообразие исследуемых проблем, всех представителей исторической школы объединяет следование определенным методологическим принципам, важнейшими из которых являются:
– историзм, понимаемый как признание специфики хозяйственной жизни на разных исторических этапах у разных народов. Представители исторической школы отвергают идею «естественного порядка», идею универсальности экономических законов, а также отрицают повторяемость экономических явлений в истории разных народов. В этом они воспроизводят точку зрения Ф. Листа на политическую экономию как науку о национальном хозяйстве, развитие которого определяется только особенностями характера народа и его учреждений;
– эволюционизм, который может рассматриваться как следствие применяемого исторического метода. Представители исторической школы, исходя из идеи исторического развития, изменчивости общества, делали упор на эволюционный, стадийный характер развития общества;
– эмпиризм, т. е. подход, согласно которому народное хозяйство следует изучать путем исследования фактов, вооружившись статистическими инструментами. Классическая школа критиковалась за излишнюю абстрактность исследований;
– холизм (антииндивидуализм). В отличие от классической политической экономии, исходным субъектом экономических отношений признается не индивид, а народ (нация) с присущими ему нравами, вкусами, образом жизни;
– междисциплинарный подход. Представители немецкой исторической школы упрекали классиков в ограниченности исследований лишь областью экономических явлений, игнорировании других сфер общественной жизни, таких как мораль, право и связанных с ними альтруистических и других побуждений в хозяйственной деятельности людей. Они определили политическую экономию не как «естественное учение человеческого эгоизма», а как науку нравственную.