Согласно концепции австрийской школы, капитал как производный фактор производства является продуктом первичных факторов – земли и труда. Поэтому в долгосрочном периоде ценность капитальных благ должна быть полностью вменена первичным факторам, т. е. войти в заработную плату и ренту. Однако в реальной жизни существует положительная норма процента, и это явление потребовало специального объяснения.
В работе «Капитал и прибыль» (1879) Е. Бем-Баверк объяснил процент, используя общий для австрийской школы принцип убывающей предельной полезности и концепцию альтернативных затрат.
Прежде всего заметим, что Бем-Баверк отождествил прибыль и процент на капитал. Логика здесь следующая. Прибыль есть доход минус издержки. Но что именно входит в издержки? Если предприниматель сам работает как управляющий, то он экономит на зарплате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле это альтернативные издержки. Аналогично, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину платы он включает в прибыль, хотя это тоже альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в остатке получим процент на капитал (тот процент, который можно было бы получить, если бы капитал был обращен в деньги и отдан взаймы). Из этого рассуждения Бем-Баверк делает вывод, что прибыль на капитал по своей природе является процентом.
Процент, по Бем-Баверку, возникает из-за отказа от текущего дохода в пользу будущего. Блага настоящие оцениваются выше благ будущих. Поэтому теорию процента Бем-Баверка называют психологической. Бем-Баверк называет три причины недооценки будущих благ:
- «Оптимизм» – заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем. Следовательно, одна единица в будущем будет оцениваться ниже, чем сегодня.
- «Близорукость» – люди склонны недооценивать свои будущие потребности. Бем-Баверк объяснял это недостатком воображения, слабостью воли и неопределенностью будущего, под которой понималась скоротечность человеческой жизни.
Обратим внимание, что первые две причины («оптимизм» и «близорукость») носят чисто психологический, субъективный характер. Они обусловливают то, что настоящие потребительские блага ценятся выше аналогичных будущих, и поэтому, чтобы обменять последние на первые, нужно доплатить некоторую премию (так называемое «ажио»). Третья причина, напротив, носит технический, объективный характер.
- Производительность «окольных методов производства» или так называемое «техническое превосходство настоящих благ над будущими». (Классический пример с рыбной ловлей.) Человек может ловить рыбу без всяких капитальных благ, голыми руками (т. е. используя только фактор «труд»). Затратив некоторое время на изготовление капитального блага в виде удочки, он сможет значительно повысить производительность своего занятия. Наконец, еще более удлинив процесс производства и сплетя сеть, он достигнет еще лучшего результата. Иначе говоря, использование капитала ведет к возрастанию окольности и длительности процесса производства, а оно, в свою очередь, повышает результативность этого процесса. Возрастание окольности производительно, потому что предполагает применение большей массы капитала относительно единицы труда. Таким образом, капитальные блага, которые можно употребить уже сегодня, к определенному моменту в будущем станут более производительны, чем те, которые можно будет употребить лишь тогда .
Но для того чтобы дождаться плодов окольных процессов, собственники факторов производства должны приобрести средства существования (настоящие блага), расплатившись позднее с процентом за счет будущих благ, произведенных с помощью более производительных методов.
Рабочий – владелец будущих благ, т. к. создаваемый им продукт появляется лишь спустя определенный период времени (этот период растет по мере технологического совершенствования производства). Предприниматель же дает ему настоящие блага в виде заработной платы, которую можно потреблять немедленно. Различие между этими благами, первоначально незначительное, растет со временем и образует в итоге процент.
Процент возникает, таким образом, потому, что отсутствие у рабочих финансовых резервов вынуждает их платить надбавку за товары, покупаемые именно сейчас. При этом они получают все текущую ценность будущих результатов своего труда.
Следовательно, процент ведет к распределению получаемых доходов во времени, распределяет ресурсы между текущим и будущим потреблением.
Идеи австрийской школы, несмотря на нерешенность ряда проблем, заложили фундамент маржинализма, противопоставив теории стоимости классической школы теорию предельной полезности.