Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла

Основные работы: «Экономические циклы: проблема и ее постановка» (1913); «Измерение экономических циклов» (1946); «Отсталость в искусстве тратить деньги» (1937).

У. Митчелл (1874–1948) возглавил еще одно течение институционализма, которое сконцентрировалось на изучении экономического цикла, разработке путей ослабления остроты цикличности и предотвращения кризисов перепроизводства.

У. Митчелл исходил из того, что экономический процесс отражает движения общественной психологии, в связи с чем необходимо исследовать поведение людей в различных ситуациях. В частности, он считал, что экономическая наука должна выявлять связи между денежным обращением и поведением людей. Это вытекало из того, что, как и Веблен, Митчел понимал капитализм как «денежную цивилизацию». Соответственно именно институты денежного хозяйства (финансы, бюджет, денежное обращение, кредит) формируют и определяет поведение человека.

Так же как и его учитель Т. Веблен, У. Митчелл был уверен, что не существует полного совпадения частного и общественного интересов. И что, вследствие этого необходимо государственное вмешательство в экономику, а одна из важнейших задач экономической науки – разработать конкретные методы такого вмешательства. Его рекомендации состояли в том, чтобы организовать прогнозирование экономического развития, антикризисное регулирование, корректировать механизм денежного обращения, регулировать занятость и т. д. При этом он обращал внимание на необходимость создания соответствующих институтов, в частности, специального государственного планирующего органа.

У. Митчелл рассматривал циклы как многофакторное явление и считал, что каждый из циклов уникален и нуждается в собственном объяснении. Определяющую роль в формировании цикла он отводил ценам, курсам ценных бумаг и процессам, протекающим в сфере денежного обращения. Объясняя механизмы цикла, У. Митчелл сформулировал концепцию «опережения» и «запаздывания». Из неравномерности динамики оптовых и розничных цен, движения заработной платы, он делал прогнозы относительно развития конъюнктуры, предсказывал сроки возможных экономических подъемов и спадов.

Также как и другие ранние институционалисты, У. Митчелл с подозрением относился к экономическим исследованиям, осуществляемым только на основе чисто дедуктивного метода. Он считал необходимым собирать и обрабатывать обширный статистический материал и на этой основе, во-первых, прогнозировать конъюнктуру, во-вторых, определять инструменты, способные ослабить циклические колебания. Возглавляемое У. Митчеллом на протяжении четверти века Национальное бюро экономических исследований (другое популярное название этого учреждения – Гарвардский барометр) на основе новейших математических методов проводило широкие эмпирические исследования и составляло довольно полную картину состояния экономического процесса.

Первоначальные прогнозы Гарвардского барометра были весьма успешными. Однако он не предсказал мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и потерпел крах.

Несмотря на это, митчелловский анализ цикла, разработанные им количественные методы, подходы к исчислению ряда макроэкономических показателей послужили серьезной основой для последующих исследований в этой области. В частности, некоторые из положений, выдвинутых Митчеллом, легли в основу теории больших циклов конъюнктуры Н. Кондратьева.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора