Наиболее важной является познавательная функция, направленная на получение знаний обо всем многообразии экономических идей и теорий во времени и пространстве, о закономерностях процесса становления, расцвета и отмирания экономических идей и концепций, о факторах их эволюции, о характере дискуссий и различиях в подходах представителей различных школ и направлений экономической мысли. История экономических учений знакомит нас с тем, как возникают, обогащаются экономические категории, развивается методология познания действительности, т. е. позволяет проникнуть в «лабораторию» экономиста и постигнуть логику экономического мышления. История экономических учений помогает преодолеть мнение, что общепринятые сегодня теории – самые лучшие и самые правильные. В быстро меняющемся мире, с одной стороны, даже лучшие идеи нуждаются в развитии, с другой стороны, «старые» идеи могут оказаться востребованными и неожиданно продуктивными.
Другая фундаментальная функция истории экономических учений – это методологическая. Ее цель – разработка методов, средств, моделей исследования истории экономической мысли, а также изучение методологии, содержания ее инструментов, эволюции способов и приемов познания, многообразия методологических основ, используемых представителями различных школ и направлений при анализе социально-экономических явлений.
История экономических учений выполняет также важную прагматическую функцию: знакомит с научными основами формирования, эволюции экономической политики государства, с различными моделями ее практического воплощения, рекомендациями по решению многообразных проблем общественного развития. Прогностическая функция истории экономических учений связана с тем, что, опираясь на знание закономерностей развития экономических идей, она может давать прогнозы развития экономической науки. И, наконец, как и любая другая гуманитарная наука, история экономических учений выполняет и идеологическую или мировоззренческую функцию. На основе систематизации основополагающих идей, взглядов она создает научную основу для формирования экономического мышления, мировоззрения.