Теория экономической динамики

В работе «Теория экономического развития» Шумпетер в отличие от Вальраса и других маржиналистов, которые исследовали условия статического равновесия, разрабатывает теорию экономического развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Само слово «развитие» – это уже новость для неоклассической теории, поскольку, как известно, она тяготела к рассмотрению статических задач. В центр ее внимания были две проблемы: наилучшее использование имеющихся ресурсов и равновесие (частичное – у Маршалла, общее – у Вальраса).

Й. Шумпетер начал свой анализ со статической модели, где все параметры производства, обмена, распределения и потребления остаются неизменными. Такое состояние Шумпетер назвал хозяйственным кругооборотом и описал его в духе неоклассиков. Подобно Вальрасу, Шумпетер отмечал, что при подобном состоянии экономики (состоянии равновесия) все доходы равны затратам и ценность любого продукта производства равна ценности использованных факторов производства, предпринимательская прибыль отсутствует (избыток цены над оплатой факторов производства, приобретенных на стороне, трактуется как издержки упущенных возможностей непосредственного организатора производства), причем отсутствует не только прибыль, но и процент, так как (поскольку речь идет о процессе неизменного хозяйственного кругооборота) нет оснований делать различие между нынешним доходом и будущим.

Анализ статического состояния экономики не выводил анализ Шумпетера за рамки неоклассической теории. Его фундаментальный вклад в в экономическую теорию заключается как раз в том, что он затем исследовал факторы, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Шумпетер выделил такие виды принципиально новых комбинаций факторов производства, как создание нового продукта, применение новой технологии производства, использование новой организации производства, открытие новых рынков сбыта и источников сырья, получивших название «нововведения».

Заметим, что Шумпетер не отождествляет понятия «нововведение» и «изобретение». Изобретения сами по себе, как возможности нового применения средств, по Шумпетеру, это «мертвые» возможности. Предприниматель же осуществляет их на деле, преодолевая технологические и финансовые затруднения, открывает новые комбинации факторов производства и новые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над доходом, получаемым в процессе кругооборота. Поэтому Шумпетер называет предпринимателя новатором.

Как считает Шумпетер, предпринимательство – это не признак классовой или социальной принадлежности. Это совокупность особых свойств человеческого характера, таких как опора на собственные силы; предпочтение риска; ценность собственной независимости; ориентация на собственное мнение; потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика; стремление к нововведению как ключевое качество предпринимателя. Предприниматель не обязательно может быть собственником капитала. К тому же предпринимательский статус непостоянен, субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда он осуществляет функцию новатора и утрачивает этот статус, если переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса.

Отсюда и прибыль в модели Шумпетера выступает как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, за открытие и реализацию новых комбинаций факторов производства, за воплощение ранее неизвестных рыночных возможностей в виде новых товаров, услуг, технологий и т. д. Эта предпринимательская прибыль носит временный, недолговечный характер и исчезает, как только новаторская форма производства превращается в традиционную, повторяющуюся деятельность.

Таким образом, Шумпетер стал одним из авторов, благодаря которым в экономической теории закрепился взгляд на предпринимательские способности как особый, редкий ресурс общества и как четвертый фактор производства (наряду с трудом, капиталом и землей). По Шумпетеру, предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно в результате его активности осуществляется технический прогресс, создается избыток ценности, нарушается стационарная ситуация и экономика получает стимул к развитию.

Важное значение в деятельности предпринимателя Шумпетер отводил кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторы могли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоваться банковским кредитом. Желая приобрести дополнительные ресурсы, они выходят на рынок факторов производства, где, предположим, существует равновесие спроса и предложения, и предлагают за них повышенную цену. Нарушается система равновесных цен, изменяется направление потоков ресурсов, а значит, и потоков потребительских товаров, ломается весь ритм кругооборота, вся система цен, издержек и доходов. Экономика приходит в движение. Именно это движение, развитие и является нормальным состоянием экономики, а не равновесный кругооборот. Отсюда и предпринимательская прибыль существует постоянно.

С деятельностью новатора Шумпетер связывает и циклическую форму развития экономики. Исследованию этой проблемы он посвящает работу «Экономические циклы» (1939). Выделив и установив связь между тремя типами циклов (длительных, классических и коротких), Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Последние осуществляются рывками, когда одно изобретение «тянет» за собой гроздь нововведений. Каждая инновация вызывает волну подражаний, расходящуюся во все стороны. Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга, и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада. В этом суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причину же экономических кризисов он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора