Томас Мальтус (1766–1834) вошел в историю экономической мысли как автор теории народонаселения («Опыт о законе народонаселения» (1798)), и как один из первых критиков закона Сэя («Принципы политической экономии» (1820)).
Теория народонаселения. Создание этой теории отчасти стимулировалось тем, что в Англии конца XVIII в. действительно наблюдался значительный рост населения, вызванный в первую очередь уменьшением смертности. Мальтус так сформулировал цель своей работы «Опыт о законе народонаселения»: наметить пути к улучшению положения низших классов общества.
В своей работе Мальтус исходил из четырех основных положений:
- общество находится в состоянии равновесия, когда количество продуктов потребления соответствует численности населения;
- при отклонении от этого равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесию;
- цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения;
- существует закон народонаселения, согласно которому и население, и производство предметов потребления при отсутствии препятствий неограниченно растут, но скорость роста населения больше, чем скорость роста предметов потребления. В частности, при отсутствии препятствий население растет в геометрической, а производство предметов потребления – в арифметической прогрессии. Вся книга Мальтуса – следствие из этих положений.
Мальтус принимает тезис Смита о том, что рост богатства может происходить неограниченно. Проблема, по Мальтусу, в другом: экономический рост ограничен опасностью более быстрого роста населения, чем это допускается ростом производства предметов потребления. Предвидя будущие возражения, Мальтус многократно повторял, что не является противником роста населения: «Враги, с которыми я борюсь, суть порок и нищета».
Поскольку население растет быстрее производства предметов потребления, то для сохранения равновесия «необходимо, чтобы размножение постоянно задерживалось». В примитивных обществах это достигается через болезни, голод и войны. В современном обществе – через изменение заработной платы. Это происходит автоматически: чрезмерный рост населения уменьшает заработную плату и тем самым ограничивает рост населения в следующий период времени. Напротив, рост заработной платы ведет к росту населения, а это ведет к росту бедности в следующий период времени.
Из теории народонаселения Т. Мальтуса вытекает ряд важных выводов:
- в силу давления роста населения на уровень заработной платы в сторону понижения последняя определяется минимальной стоимостью средств существования работника;
- экономически важное значение имеет не номинальная (денежная) заработная плата, а реальная заработная плата, определяемая ценой потребляемой пищи;
- бедность, как доказывает Мальтус, нельзя преодолеть раздачей денег. «Когда существует недостаток в каком-либо виде товара, то он не может быть распределен между всеми: он поступает к тому, кто… предлагает за него большие деньги… Поэтому, если чувствуется недостаток в продовольствии, сравнительно с населением, то решительно все равно, будут ли низшие классы получать 2 шиллинга или 5». По Мальтусу, любые попытки побороть нищету, прибегая к прямым государственным субсидиям или к частной благотворительности, могут только ослабить главное ограничение роста населения – необходимость для каждого самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность. Никто из способных к труду не имеет «права на пропитание, если он не может прокормить себя собственным трудом».
Следовательно, Мальтус выступал против закона о помощи бедным. По этим законам приходы обязаны были содержать всех бедняков, живших в нем и не способных самостоятельно поддерживать свое существование. Мальтус подчеркивал, что закон о бедных поощряет размножение населения, нисколько не увеличивая средств существования. Оказывая помощь бедным, они содействуют их размножению. В конечном счете, число людей, обращающихся за пособием, должно постоянно возрастать».
Рост нищеты в результате избыточного (т. е. превышающего темп роста производства предметов потребления) роста населения Мальтус считал социально опасным, так как он вызывает социальную нестабильность. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальное равенство невозможно, а разделение общества на очень богатых и очень бедных нежелательно, то основу здорового роста населения (т. е. роста населения без бедности) составляет рост производства и среднего класса. «Не чрезмерная роскошь небольшого числа людей, но умеренная роскошь между всеми классами общества составляет богатство и благоденствие народа». Только тогда, возможно, сработает такой автоматический ограничитель роста населения, как стремление человека перейти к более высокому социальному статусу, требующему роста расходов не только на потребление, но и на образование, профессиональную подготовку, отдых и т. п.
Средний класс составляет, по Мальтусу, основу общества, но в обществе должны существовать также (относительно немногочисленные) бедные и богатые. «Высшие и низшие слои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение и опасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждого человека к улучшению своего положения и которое представляется главным двигателем общественного благосостояния».
Критика закона Сэя. Т. Мальтус был первым представителем классической школы, который оспорил тезис о саморегулируемости рыночной экономики и, следовательно, о невозможности существования хронической проблемы реализации произведенного общественного продукта. В основе аргументации Мальтуса – существование в рыночной экономике проблемы перенакопления. Законы накопления капитала, по мнению Мальтуса, напоминают законы размножения населения. Там необходимо обилие пищи, здесь – обильный денежный спрос. Как при недостатке пищи нелепо поощрять браки и размножение людей, так при недостатке спроса неуместно стимулировать накопление капитала. Ведь новые капиталы еще более увеличат предложение товаров. Для соблюдения пропорции между ростом спроса и ростом инвестиций Мальтус считал необходимыми всевозможное увеличение класса мелких земельных собственников, развитие внешней и внутренней торговли, наличие обширного класса непроизводительных потребителей . Особое значение придавалось при этом богатой земельной аристократии. Покупательная способность капиталистов в большей мере идет на накопление в ущерб их возможному потреблению. Из трех видов дохода (по А. Смиту) остается рента – она и должна компенсировать падение спроса на товарном рынке. Вспомним, однако, что для опровержения закона Сэя нужно было показать неизбежность хронического перепроизводства – такого, которое не может выправиться. Для этого доводы Мальтуса были недостаточными. Переизбыток товаров должен вызвать снижение их цен до такого уровня, когда все их сможет поглотить данный спрос населения. При этом падение цен может оказаться столь сильным, что они подчас не будут возмещать издержек производства.
Тогда некоторые капиталы погибнут, и проблема перенакопления утратит свою остроту.
Заслуга Мальтуса в том, что:
- в его теории реализации просматривается признание того, что недостаток спроса ставит пределы росту капитала. Отсюда вывод, что нельзя абсолютизировать бережливость как фактор роста богатства. Необходимо учитывать, что желание потреблять – это также необходимый стимул производства, а значит и фактор роста богатства;
- теория народонаселения Мальтуса определила господствовавшую в течение всего XIX в. теорию заработной платы как теорию прожиточного минимума;
- побочным продуктом теории народонаселения Мальтуса является закон убывающего плодородия почв (который позже будет распространен маржиналистами на другие факторы производства и признан ими одним из универсальных законов экономики).
Критика взглядов Мальтуса, в основном сводится к следующему:
- он использовал некорректную статистику, характеризуя рост народонаселения (статистика по США, когда основной прирост населения достигался миграцией, а не естественным приростом);
- он предполагал постоянство издержек воспроизводства населения, тогда как на самом деле они являются растущими (растут издержки на воспитание и особенно на образование, на компенсацию упущенного заработка матери). Это ведет к тому, что в развитых странах рождаемость падает по мере увеличения ВНП на душу населения, что снимает проблему, занимавшую Мальтуса. Но, во-первых, Мальтус не отрицал этой возможности для общества будущего. Во-вторых, для многих развивающихся стран проблема чрезмерной рождаемости сегодня так же актуальна, как во времена Мальтуса;
- закон убывающего плодородия почвы является законом, который работает только в условиях «статики» (и не работает, например, в условиях НТП).