В истории экономических учений используется обширный арсенал общефилософских и специально-научных методов, а также методов, применяемых при проведении формально-логических, системных и сравнительно-исторических исследований. Однако своеобразие и специфичность предмета истории экономических учений заставляют отдавать предпочтение принципам, приемам и способам исследования, которые в большей степени соответствуют историко-теоретическому и прагматическому содержанию данной дисциплины.
Определяющее значение имеет принцип историзма. Он позволяет исследовать генезис и эволюцию экономической теории, определить место и роль теории в совокупном системном знании определенной эпохи, раскрыть связь между концепциями прошлого и современности, взаимодействие идей с политикой и практикой.
Достоинством принципа историзма является то, что он позволяет: оценить содержание концепций в контексте прошлого и современности, выявить в них исторически преходящее и пребывающее; выделить и соединить конкретно-историческую и теоретическую стороны учения.
Для отражения принципа историзма используются хронологический и проблемно-категориальный приемы изложения. Хронологический прием предполагает характеристику «портретов» мыслителей-классиков, ведущих школ, направлений экономической мысли, что дает возможность полнее раскрыть процессы формирования, развития и смены различных концепций, учений, школ, специфику их теоретико-методологических взглядов, взаимосвязь и преемственность. Проблемно-категориальный прием – исследование содержания концепций, их новизны, определение теоретико-познавательной значимости их вклада, места и роли в истории экономической мысли.
Самостоятельное значение имеют приемы историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ различных концепций, конкретизирующих знания о социально-экономических явлениях, способствует более точному раскрытию их содержания, оценке, выявлению критериев классификации и типологизации экономических учений.
Среди специально-научных методов в истории экономических учений выделяются следующие:
– описательный, который дает возможность исследователю получить разнообразную информацию, сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях (к нему примыкает монографический метод – описание и трактовка взглядов данного ученого или его отдельной работы, имеющие целью донести, что именно говорил данный автор);
– аналитический, позволяющий раскрыть причинно-следственные связи явлений, исследовать внутреннее строение явления, выявить источники, предпосылки его возникновения и эволюции;
– моделирования, осуществляющий поиск наиболее эффективных, оптимальных схем организации экономических систем, государственного регулирования и пр.;
– конкретно-экономический, выявляющий эффективность функционирования, например, различных механизмов государственного и рыночного регулирования.
Подумайте:
«Любое краткое изложение экономических идей способствует заблуждениям…»
А. Маршалл
«Экономическая наука интересна тем, что рождение в ней какой-либо концепции немедленно вызывает появление противоположной точки зрения»
Кнут Викселль
«Изучение истории идей с необходимостью предшествует освобождению мысли»
Дж. М. Кейнс
«Многие из нас после прочтения комментария к какой-либо великой книге возвращались к оригинальному тексту и обнаруживали, что книга содержит намного больше того, что мы были склонны от нее ожидать. Комментарии аккуратны и последовательны, а великие книги – нет. Вот почему следует читать великие книги»
М. Блауг