Принцип экономического равновесия и теория цены

Теория А. Маршалла – это прежде всего теория цен в конкурентных условиях. Цена и факторы, ее определяющие, – главные проблемы работы.

Определяя цену как количественное соотношение между вступившими в обмен товарной и денежной массами, Маршалл считал, что стоимости, отличной от цены, не существует. Цена, по Маршаллу, определяется взаимодействием спроса и предложения, которые, в свою очередь, сами зависят от цен. В условиях совершенной конкуренции с ростом цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение Маршалл иллюстрирует следующим образом:

«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену продажи – равновесной».

В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность (график кривой спроса совпадает с графиком убывающей предельной полезности – общая полезность запаса возрастает, но не в той пропорции, в какой возрастает количество единиц в запасе). А значит, полезность в этом случае практически отождествляется с ценами. «Предельная полезность – это максимальная цена, которую потребители готовы уплатить за товар». Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег, он применяет понятие «выгода потребителя», т. е. выраженный в денежной форме «излишек удовлетворения», который возникает как разница между полной и предельной полезностью вещи.

Заслугой Маршалла является также введение понятия «эластичности спроса», под которой он понимал величину приращения спроса (положительную или отрицательную) в зависимости от изменения цены. Например, если цена на товар изменяется на 1 %, то изменяется спрос на определенную величину, которую он назвал коэффициентом эластичности спроса по цене. Маршалл заметил, что существует особая группа товаров, неэластичных по цене, т. е. спрос на них остается постоянным независимо от цены. Это товары первой необходимости – продукты питания , например. Коэффициенты эластичности спроса по ценам различны также для разных групп общества, т. к. спрос зависит не только от полезности, но и от дохода.

Принцип экономического равновесия и теория цены - Экономическая библиотека онлайн

Рис. 11.4

Предложение товаров Маршалл определил издержками производства, он различает реальные и денежные издержки производства. Реальные издержки – это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала). Денежные издержки – это те цены, которые должен уплатить предприниматель за определенное предложение факторов производства.

Следующий шаг Маршалла – это анализ ценообразования с точки зрения взаимодействия спроса и предложения. В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса (рис. 11.4). Такое равновесие является устойчивым, т. е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки.

По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип «конечной полезности», без сомнения, составная части одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». И далее: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

В долгосрочном аспекте особая роль в определении цен принадлежит предложению, в краткосрочном аспекте – спросу.

Главный вывод Маршалла состоит в том, что капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, механизм ее установления – это свободная конкуренция, ведущая к равновесию между спросом и предложением. Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, иначе в экономике будут возникать диспропорции.

В теории цены, как мы видим, Маршалл опирался на принцип экономического равновесия, который стал одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике – это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения). Обосновывая принцип равновесия, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора – слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос – под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности товара; предложение – в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Таким образом, равновесие по Маршаллу – это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего – свободной конкуренции.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора