В работе «Теория экономического развития» Шумпетер в отличие от Вальраса и других маржиналистов, которые исследовали условия статического равновесия, разрабатывает теорию экономического развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Само слово «развитие» – это уже новость для неоклассической теории, поскольку, как известно, она тяготела к рассмотрению статических задач. В центр ее внимания были две проблемы: наилучшее использование имеющихся ресурсов и равновесие (частичное – у Маршалла, общее – у Вальраса).
Й. Шумпетер начал свой анализ со статической модели, где все параметры производства, обмена, распределения и потребления остаются неизменными. Такое состояние Шумпетер назвал хозяйственным кругооборотом и описал его в духе неоклассиков. Подобно Вальрасу, Шумпетер отмечал, что при подобном состоянии экономики (состоянии равновесия) все доходы равны затратам и ценность любого продукта производства равна ценности использованных факторов производства, предпринимательская прибыль отсутствует (избыток цены над оплатой факторов производства, приобретенных на стороне, трактуется как издержки упущенных возможностей непосредственного организатора производства), причем отсутствует не только прибыль, но и процент, так как (поскольку речь идет о процессе неизменного хозяйственного кругооборота) нет оснований делать различие между нынешним доходом и будущим.
Анализ статического состояния экономики не выводил анализ Шумпетера за рамки неоклассической теории. Его фундаментальный вклад в в экономическую теорию заключается как раз в том, что он затем исследовал факторы, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Шумпетер выделил такие виды принципиально новых комбинаций факторов производства, как создание нового продукта, применение новой технологии производства, использование новой организации производства, открытие новых рынков сбыта и источников сырья, получивших название «нововведения».
Заметим, что Шумпетер не отождествляет понятия «нововведение» и «изобретение». Изобретения сами по себе, как возможности нового применения средств, по Шумпетеру, это «мертвые» возможности. Предприниматель же осуществляет их на деле, преодолевая технологические и финансовые затруднения, открывает новые комбинации факторов производства и новые пути получения прибыли, которую следует рассматривать как избыток над доходом, получаемым в процессе кругооборота. Поэтому Шумпетер называет предпринимателя новатором.
Как считает Шумпетер, предпринимательство – это не признак классовой или социальной принадлежности. Это совокупность особых свойств человеческого характера, таких как опора на собственные силы; предпочтение риска; ценность собственной независимости; ориентация на собственное мнение; потребность в достижении успеха, при том, что самоценность денег для него невелика; стремление к нововведению как ключевое качество предпринимателя. Предприниматель не обязательно может быть собственником капитала. К тому же предпринимательский статус непостоянен, субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда он осуществляет функцию новатора и утрачивает этот статус, если переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса.
Отсюда и прибыль в модели Шумпетера выступает как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, за открытие и реализацию новых комбинаций факторов производства, за воплощение ранее неизвестных рыночных возможностей в виде новых товаров, услуг, технологий и т. д. Эта предпринимательская прибыль носит временный, недолговечный характер и исчезает, как только новаторская форма производства превращается в традиционную, повторяющуюся деятельность.
Таким образом, Шумпетер стал одним из авторов, благодаря которым в экономической теории закрепился взгляд на предпринимательские способности как особый, редкий ресурс общества и как четвертый фактор производства (наряду с трудом, капиталом и землей). По Шумпетеру, предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно в результате его активности осуществляется технический прогресс, создается избыток ценности, нарушается стационарная ситуация и экономика получает стимул к развитию.
Важное значение в деятельности предпринимателя Шумпетер отводил кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторы могли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоваться банковским кредитом. Желая приобрести дополнительные ресурсы, они выходят на рынок факторов производства, где, предположим, существует равновесие спроса и предложения, и предлагают за них повышенную цену. Нарушается система равновесных цен, изменяется направление потоков ресурсов, а значит, и потоков потребительских товаров, ломается весь ритм кругооборота, вся система цен, издержек и доходов. Экономика приходит в движение. Именно это движение, развитие и является нормальным состоянием экономики, а не равновесный кругооборот. Отсюда и предпринимательская прибыль существует постоянно.
С деятельностью новатора Шумпетер связывает и циклическую форму развития экономики. Исследованию этой проблемы он посвящает работу «Экономические циклы» (1939). Выделив и установив связь между тремя типами циклов (длительных, классических и коротких), Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Последние осуществляются рывками, когда одно изобретение «тянет» за собой гроздь нововведений. Каждая инновация вызывает волну подражаний, расходящуюся во все стороны. Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга, и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада. В этом суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причину же экономических кризисов он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.