Концепция общественного развития

Шумпетер был не только экономистом, но и социологом, которого интересовали перспективы развития капитализма. Поэтому в работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942) он задается рядом вопросов: каково значение учения Маркса, «может ли капитализм выжить», «может ли социализм функционировать».

Что касается учения Маркса, то, оценивая его в целом высоко и соглашаясь с тезисами о том, что способы производства определяют в основном социальные структуры и что способы производства развиваются в соответствии с присущими им внутренними закономерностями, Шумпетер оспаривал:

• марксистское учение о классах и классовой борьбе. Шумпетер критиковал сам критерий выделения классов (отношение к собственности на средства производства), который, по его мнению, не позволяет выделять и анализировать роль в развитии общества промежуточных социальных групп, а также игнорирует социальную межклассовую мобильность. По его мнению, Маркс также переоценил классовый антагонизм и недооценил взаимосвязь классов и классового сотрудничества;

• трудовую теорию стоимости, считая теорию предельной полезности более обобщенной и широкой, а поэтому познавательно более ценной;

• теорию обнищания Маркса. Шумпетер настаивал, что по мере эволюции капитализма технический прогресс улучшает положение всех слоев населения, включая безработных;

• марксистское обоснование неизбежной гибели капитализма. Шумпетер, в принципе, согласен с основным политическим выводом Маркса, но доказывает, что капитализм исчезнет в результате его собственных успехов. Он подчеркивал, что капитализм заключает в себе истоки своей гибели, но в ином смысле, чем у Маркса. Общество обязательно перерастет капитализм, потому что достижения капитализма сделают его излишним, а не потому что его внутренние противоречия сделают его дальнейшее существование невозможным, как у Маркса.

По Шумпетеру, основу существования капитализма составляет частнопредпринимательская система классического типа, основанная на мелкой и средней собственности.

При накоплении же богатства и развитии капитализма подрываются его базисные институты. Во-первых, происходит упадок экономических функций предпринимателя. Главными фигурами в деловом мире становятся менеджеры, управляющие крупных корпораций. Но менеджер обладает совершенно другими чертами, нежели предприниматель, и вместо стремления к нововведениям, риску и независимости у него появляются осторожность, стремление к продвижению по службе и власти, к согласованности принятия решений на всех уровнях. И это не случайно, поскольку иерархическая (бюрократическая) структура крупной корпорации порождает как относительно слабые стимулы деятельности, которые неадекватны стимулам к риску у предпринимателей, так и определенную потерю ответственности за ведение дела. Да и само поведение «человека организации», предполагающее верность, послушание, безотказность, не имеет ничего общего с поведением предпринимателя. Исчезает фигура предпринимателя, новатора – исчезает и возможность экономического развития.

Во-вторых, происходит подрыв частной собственности. Получают распространение коллективные формы собственности, акционерный капитал. Это приводит к изменению психологии людей. Акционеры отличаются пассивным, потребительским отношением к собственности. Из-за отсутствия у них реальной связи с производством, невозможность влиять на него, даже у крупных владельцев акций формируется психология мелких собственников, в периоды экономических потрясений они не стремятся совершенствовать производство, а стараются сбыть акции.

Уход со сцены предпринимателя означает, по мнению Шумпетера, и скорую гибель буржуазии, поскольку процент выплачивается из его прибыли. Исчезновение фигуры предпринимателя, а также распространение монополии приводит и к разрушению социальной базы капитализма, ocновой которой является мелкий и средний бизнес – самые массовые носители капиталистических ценностей – духа частной собственности и новаторства.

Но главная причина гибели капитализма, как считает Шумпетер, лежит не в сфере экономики, а в сфере культурной надстройки, т. к. в обществе формируется враждебное отношение к предпринимателям со стороны других социальных групп. Вину за это он возлагает на радикальных интеллектуалов с их непомерной амбициозностью. Он отмечает, что одной из характерных особенностей цивилизации позднего капитализма является растущая доступность образования, в том числе высшего. Число высокообразованных людей растет, но адекватного роста рабочих мест, соответствующих их притязаниям, не наблюдается. И тогда большая армия интеллектуалов начинает искать причины своего неудовлетворительного положения в недостатках существующего общественного строя, реализуясь в его яростной критике.

Таким образом, по мнению Шумпетера, сформируется среда, непригодная для предпринимательства. Предпринимательство исчезнет, а вместе с его исчезновением прекратится социальный и общественный прогресс и капитализм отомрет под бременем собственных успехов – высоких темпов экономического развития, приводящих к господству «большого бизнеса» и доступности образования.

Решая вопрос о том, какая общественная система придет на смену капитализму, Шумпетер считает, что, в принципе, это может быть и социализм. Исходя из этого, он предлагает теоретическую модель экономической системы социализма, абстрагируясь от советского опыта, сопоставляет ее с теоретической моделью капитализма и рассматривает возможные пути перехода от капитализма к социализму.

Шумпетер определяет социализм как институциональную модель, в которой контроль над средствами производства и над самим производством находится в руках центральной власти. Шумпетер ограничивается этим определением, подчеркивая, что в цивилизационном, культурном плане социализм не определен и может быть автократическим или демократическим, интернационалистским, атеистским и т. д.

В отличие от большинства либеральных экономистов на вопрос о том, может ли социалистическая экономика рационально (т. е. эффективно) функционировать, Шумпетер дает положительный ответ: автоматическое распределение ресурсов рыночной экономики может быть заменено сознательным решением управляющих органов, которое должно проводить гибкую политику относительных цен для балансирования совокупного спроса и совокупного предложения (планирование). Для решения проблемы обеспечения в такой системе необходимого предложения труда и необходимого объема инвестиций Шумпетер соответственно предлагал введение обязательности труда, надбавок к оплате труда рабочих дефицитных специальностей (т. е. та же политика относительных цен, но применительно к труду) и децентрализацию части капиталов с тем, чтобы заинтересовать предприятия в увеличении инвестиций.

Среди преимуществ такой системы организации экономики Шумпетер назвал отсутствие неопределенности, возможность планировать прогресс, отсутствие циклических колебаний и высокую и сознательную дисциплина труда.

По мнению Шумпетера, в оптимальном случае переход от капитализма к социализму может быть осуществлен путем поправки к Конституции.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора