В Древнем Риме можно встретить две идейные линии: работы рим-ских «аграриев» (М. П. Катон, М. Т. Варрон, Ю. Колумелла) и учение римских стоиков (М. Т. Цицерон и Л. А. Сенека)
Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149 гг. до н. э.), военачальник, квестор, консул в Испании, автор трактата «О земледелии». Трактат со-держит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, кото-рую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как при-обретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не поку-пать»). Катон пишет об обязанностях вилика (управителя), об организа-ции труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельско-хозяйственных орудиях.
Трактат дает представление и о хозяйственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении имущества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).
Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян – это система взглядов на ведение рабовладельческого хозяйст-ва. Об экономической рациональности и продуктивности говорится пре-имущественно в виде практических рекомендаций.
Цицерон, Сенека (римские стоики) – поднимали вопросы справед-ливости, свободы человека. Они осуждали крупную торговлю и частную собственность. Их идеи легли в основу раннего христианства.
После падения Древнего Рима общественная мысль долго была в за-стое и несколько оживилась только в средние века, но в религиозном контексте.