Аудиторское подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности является необходимым элементом осуществления страховой деятельности.
При проведении аудита аудиторы и страховые организации руководствуются зконодательно-нормативными актами в области страхования, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Основными документами, регламентирующими проведение аудита страховых организаций, являются Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ, от 30 декабря
2001 г. № 196-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ), Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября
2002 г. № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 4 июля
2003 г. № 405, от 7 октября 2004 г. № 532, от 16 апреля 2005 г. № 228), Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг, одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 18 от 21 октября 2003 г.) и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации отражены в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
• федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
• правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита, устанавливают единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Проведение аудита требует разработки общего плана аудита, который должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
• общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
• особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
• общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность:
• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
• установление уровней существенности для аудита;
• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур:
• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы:
• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
• привлечение экспертов;
• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты:
• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Согласно требованиям федерального стандарта № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица и определить их эффективность. При этом должны быть проанализированы все элементы системы внутреннего контроля.
Под «аудиторским риском» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Термин «неотъемлемый риск» означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
«Риск средств контроля» означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Термин «риск необнаружения» означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.
Система внутреннего контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Программа аудиторской проверки включает проверку:
• правильности ведения Журнала регистрации договоров страхования;
• законности отражения в составе доходов страховых премий;
• правильности применения тарифных ставок и начисления страховых премий;
• законности расторжения договоров и обоснованности возврата страховых премий;
• полноту отражения в учете и отчетности страховых премий и страховых выплат;
• правильности составления и оформления договоров перестрахования;
• законности осуществления перестраховочных операций;
• правильности и полноты отражения в учете страховых резервов;
• правильности формирования резерва предупредительных мероприятий;
• организации учета расходов со страховыми агентами и т.д.
Аудитор осуществляет проверку содержания форм отчетности с целью оценки достоверности представления и полноты раскрытия в ней показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.
Источниками информации при проверке бухгалтерской отчетности служат:
• нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности;
• приказ об учетной политике страховой организации;
• регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета;
• главная книга;
• формы промежуточной отчетности;
• регистры налогового учета и налоговые декларации и др.
Результаты аудиторской проверки подтверждаются аудиторским заключением. Аудитор обязан составить аудиторское заключение — официальный документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудиторское заключение включает в себя:
• наименование адресата;
• сведения об аудиторе:
• организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
• место нахождения;
• номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
• номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;
• членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
• сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
• вводную часть;
• часть, описывающую объем аудита;
• часть, содержащую мнение аудитора;
• дату аудиторского заключения;
• подпись аудитора.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными стандартами, а также такими этическими принципами, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (Протокол № 16 от 28 августа 2003 г). по согласованию с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров (Протокол № 2 от 25 июля 2003 г.), устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.