Международные и внутренние перевозки грузов не могут обходиться без автотранспорта. Во внешнеторговых перевозках России автотранспортом ежегодно перевозится 2—3 % грузов внешней торговли1. Страхование ответственности автоперевозчика представляет собой вид страхования ответственности страхователя-автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших со страхователем договор о перевозке грузов.
Объем страховой ответственности и условия его наступления регулируются при международных перевозках положениями «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ), а также национальными законодательными нормами.
Конвенция распространяет свое действие на такие договоры перевозки грузов автомобильным транспортом, в которых места погрузки и доставки груза находятся на территории двух государств и при этом, по крайней мере, одно из них является участником данной конвенции. В соответствии с данными нормативными актами автоперевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение с момента принятия груза к перевозке и продолжается до момента его доставки. Перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов, служащих и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.
В соответствии со ст. 23 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) в случае полной или частичной утраты груза предел ответственности составляет 25 «первоначальных» франков за один килограмм веса брутто. Кроме того, подлежат возмещению расходы на перевозку, таможенные пошлины и другие расходы в связи с перевозкой груза.
При полной или частичной утрате груза суммы, превышающие предел, установленный в Конвенции, могут быть истребованы, если отправитель включил в грузовую накладную заявление о стоимости груза при уплате какой-либо согласованной дополнительной суммы (ст. 23(6), 24). В случае утраты, повреждения или задержки суммы превышающие пределы, установленные в этой Конвенции, могут быть истребованы, если отправитель при уплате какой-либо согласованной дополнительной суммы заявил об особой заинтересованности в доставке и включил ее стоимость в грузовую накладную (ст. 23(6), 26).
Согласно протокола к «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (ст. 23) предел ответственности в 25 «первоначальных» франков за один килограмм при полной или частичной утрате груза заменен 8,33 расчетных единиц за один килограмм. Расчетной единицей является СПЗ (специальные права заимствования — условная расчетная единица, принятая Международным валютным фондом). Государства, которые не являются членами МВФ и законодательство которых не позволяет использовать СПЗ, могут применять предел в 25 «первоначальных» франков за один килограмм. Предусматриваются положения, аналогичные положениям Гамбургских правил, для обеспечения единообразия в переводе этих пределов в национальные валюты.
В договор страхования ответственности автоперевозчика, осуществляющего международные перевозки, обычно включаются следующие основные риски:
1.Ответственность автоперевозчика за физическое повреждение и гибель груза при перевозке и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств.
На страхование принимается ответственность перевозчика за потерю груза (полную или частичную), его повреждение, причиненное в промежуток времени между принятием груза и его выдачей грузополучателю. До заключения договора страхования автоперевозчик обязательно согласовывает со страховщиком форму договора перевозки. В некоторых случаях по требованию отправителя груза при условии уплаты согласованной надбавки к провозным платежам может устанавливаться более высокий предел ответственности автоперевозчика за повреждение или гибель груза и просрочку в доставке груза в согласованный срок (ст. 24, 26 КДПГ). Так как в этом случае ответственность перевозчика возрастает, страховщик имеет право по предварительному согласованию увеличить сумму страховой премии. При международных перевозках по требованию страховщиков должны быть использованы принятые в мировой практике товаротранспортные накладные, которые, согласно ст. 6 КДПГ, кроме сведений о грузе, отправителе, получателе груза и т.п., должны содержать также указание на то, что перевозка производится на условиях Конвенции, ограничивающей ответственность перевозчика независимо от всяких оговорок.
2.Ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих.
На страхование принимается ответственность автоперевозчика перед клиентами за финансовые убытки, наступившие вследствие невыполнения страхователем частично или полностью своих договорных обязательств по договору перевозки, включая, например, просрочку в доставке груза, его выдачу лицу, не имеющему соответствующих полномочий, т. е. не имеющему должной документации на получение груза вследствие неверных выписок или ошибок в товаротранспортной документации.
3.Ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузом. На страхование принимается ответственность, не связанная с договорной ответственностью автоперевозчика, т.е. ответственность за причинение вреда имуществу и здоровью (включая гибель) лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, утечке, в результате загрязнения окружающей среды и т.п. Страхованием покрываются также расходы страхователя по оказанию медицинской помощи, косвенные убытки.
При страховании ответственности автоперевозчика страхователю обычно возмещаются расходы по расследованию обстоятельств происшествий, по юридической защите его интересов, а также расходы, произведенные для предотвращения или сокращения размера убытков. В эту группу рисков входят расходы по оплате услуг экспертов, адвокатов, расходы по спасанию груза, реализации поврежденных во время перевозки грузов и т.п. По согласованию страхователя со страховой компанией в договор страхования могут быть включены и другие риски.
4.Ответственность перевозчика перед таможенными органами. На страхование принимается ответственность автоперевозчика в связи со штрафами, таможенной пошлиной или иными платежами, налагаемыми соответствующими органами на перевозчика при нарушении таможенного законодательства, а также при конфискации имущества перевозчика. Страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, если будет доказано, что нарушение таможенного законодательства произошло вследствие умышленного или грубого, неосторожного поведения автоперевозчика (его служащих).
При нарушении таможенного законодательства страховщик возмещает расходы автоперевозчика по уплате штрафов, таможенных пошлин и других платежей. Данное страхование особенно актуально для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки с применением книжек международных дорожных перевозок, которые облегчают процедуру пересечения государственных границ транзитных стран. Это связано с тем, что в соответствии с положениями «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» (конвенция МДП), принятой в Женеве 14 ноября 1975 г. Международной ассоциацией автомобильного транспорта, каждый перевозчик, совершающий трансграничные рейсы, обязан при получении книжек МДП предоставить финансовую гарантию возмещения возможных убытков, в качестве которой выступает сертификат страхования ответственности перед таможенными органами. Минимальный лимит ответственности страховщика по всем страховым случаям, возникающим в связи с использованием автоперевозчиком книжки МДП, составляет в соответствии с правилами, установленными конвенцией МДП, 50 тыс. долл1.
Договор страхования ответственности перевозчика может быть заключен с любой страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию, однако в настоящее время распространена взаимная форма страхования в специализированных международных ассоциациях, среди которых наиболее известна ассоциация «ТТ Клуб».
Ассоциация «ТТ Клуб («Through Transport Mutual Insurance Association Ltd»)» — одна из крупнейших страховых компаний, специализирующаяся на страховании ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Головной офис находится в Лондоне. Помимо него, в структуру «ТТ Клуба» входят региональные отделения в
Лондоне, Нью-Джерси, Майами, Сан-Франциско, Сиднее и Гонконге, сеть фирм-координаторов в других странах. О масштабах ассоциации «ТТ Клуба» говорит тот факт, что в нем застраховано более 70 % мирового парка контейнеров1. «ТТ Клуб» является ассоциированным членом ИАТА и МСАТ.