Одним из положительных факторов воздействия на социальноэкономическую жизнь является страховая защита торговых предприятий. Роль страхования как системы защиты имущественных интересов торговых предприятий становится особенно значимой на современном этапе развития государства. Торговая деятельность связана с непредвиденными событиями, степень которых зависит от способностей работников торговых предприятий прогнозировать политическую и экономическую ситуацию, реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и принимать эффективные управленческие решения. Правовой базой, регулирующей страховые отношения между торговыми предприятиями и страховыми компаниями, является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Основными объектами при страховании торговых предприятий являются:
•страхование торговых помещений, включая отделку, витрины, рекламные щиты, холодильное и торговое оборудование;
•страхование ответственности перед третьими лицами при эксплуатации помещений;
•страхование товаров в обороте, на складах или в торговых залах;
•страхование перевозимых грузов;
•страхование автотранспорта организации;
•страхование предпринимательских рисков;
•страхование финансовых рисков;
•страхование жизни и медицинских расходов сотрудников торгового предприятия;
•страхование ответственности продавцов за качество продаваемой продукции и др.
При страховании ответственности продавца за качество продукции страхователями могут быть юридические лица — торговые организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несущие в соответствии с законодательством ответственность перед потребителями за качество реализуемых ими товаров.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его ответственностью за вред, причиненный личности и имуществу потребителя, вследствие продажи реализуемой страхователем продукции с недостатками или ненадлежащего исполнения им обязанностей, установленных законодательством или договором. На страхование принимается имущественная ответственность страхователя перед потребителями, связанная с реализацией товаров с недостатками.
Страховой защитой покрываются страховые риски, обусловленные ответственностью продавца за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя реализованной продавцом продукции. Страхование ответственности страхователя перед потребителем за качество товаров осуществляется, если на товары, подлежащие обязательной сертификации, имеется сертификат соответствия, страхователь имеет разрешение на реализацию товара, оформленное установленным образом, страхователь по требованию страховщика может представить документальное подтверждение факта соблюдения условий и правил торговли.
Согласно ст. 490 Гражданского кодекса РФ договором купли- продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар. В случае, когда сторона, обязанная страховать товар, не осуществляет страхование в соответствии с условиями договора, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещение расходов на страхование либо отказаться от исполнения договора. Страхованием не покрываются убытки, возникшие прямо или косвенно в результате дефектов товара, которые были известны страхователю до продажи товара, неисполнения страхователем обязанностей отозвать товар или информировать потребителя об опасных свойствах товара, которые стали известны продавцу до страхового случая.
При заключении договора страхования вместе с заявлением о страховании ответственности продавца за качество реализуемых товаров страхователь обязан представить страховщику:
•номенклатуру реализуемых товаров;
•нормативные документы, содержащие требования к качеству товара, сведения о сертификации реализуемых страхователем товаров;
•техническую сопроводительную документацию;
•используемые правила торговли;
•документ, подтверждающий то, каким образом доводится до потребителя информация о качестве товара;
•справку о включении или не включении реализуемых им товаров в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством;
•справку о предполагаемых объемах и сроках реализации товаров в период действия договора страхования;
•сведения о гарантийных обязательствах по реализуемым товарам;
•другие сведения, необходимые страховщику для оценки страховых рисков.
В настоящее время широко распространен такой вид страхования, как страхование имущества в холодильных камерах. Это связано, прежде всего, с увеличением экспорта скоропортящихся товаров и товаров, подлежащих хранению при отрицательных температурах, а также с тем, что закупками подобных товаров занимаются фирмы, которые зачастую не имеют своего холодильного оборудования, однако объем этих поставок достаточно велик и период хранения в холодильных камерах также может быть продолжительным. Такие фирмы крайне заинтересованы в страховании своего товара в холодильных камерах.
Страховая компания предоставляет страховую защиту от повреждения, гибели и порчи застрахованного имущества, наступивших вследствие внезапного или непредвиденного повреждения, уничтожения и выхода из строя указанных в страховом договоре холодильных установок. Возмещаются убытки, возникшие в результате поломок или дефектов холодильных установок или неисправности регулирующих приспособлений, ошибок или неосторожности персонала, обслуживающего холодильные камеры, а также перегрузки, перегрева, разладки, засора механизма, изменения давления, действия центробежной силы, недостатка жидкости в аппаратах, воздействия электроэнергии, включая ущерб от возникшего в результате этого пожара, взрыва источников энергии. Дополнительно может быть предусмотрена страховая защита от пожара, стихийных бедствий, внезапного прекращения подачи электрического тока от общественной или местной энергосети, перерыва в деятельности и торговле.
Особенностью страхования имущества, находящегося в холодильных камерах, является условие о франшизе, которая может быть установлена в денежном или процентном выражении. Часто в договоре страхования устанавливается так называемый беспретензи- онный период, т.е. период времени, в течение которого находящееся на хранении в холодильных камерах имущество не должно подвергаться порче после остановки или выхода из строя холодильных агрегатов при условии, что холодильная камера в течение этого периода остается постоянно закрытой. Продолжительность беспретензионно- го периода для отдельных категорий имущества должна указываться в страховом полисе. Она зависит также от типа и размеров холодильного оборудования. Страховое возмещение в связи с порчей имущества в камерах, возникшей в течение беспретензионного периода, не выплачивается.
Важной особенностью страхования некоторых видов скоропортящихся товаров является их хранение в камерах с «контролируемой атмосферой». Камерами с «контролируемой атмосферой» считаются помещения, в которых производится длительное хранение имущества в условиях, когда обеспечиваются не только постоянная температура хранения, но и другие постоянные параметры: влажность, давление, отличный от обычного воздуха состав газовой смеси, предельные нормы пыли или иных твердых компонентов и т.д. Хранение имущества осуществляется строго по графику, не допускающему нарушений его режима. При страховании имущества, находящегося в камерах с «контролируемой атмосферой», в страховой договор обязательно должна быть внесена оговорка о действии камер, так как страховым риском в таких договорах является повреждение имущества в камерах при нарушении режима хранения.
Для повышения эффективности страховой защиты торговых предприятий необходимо разработать и внедрить целевую программу страховой защиты с указанием объектов страхования, страховых рисков и тарифных ставок, выработать стандартные условия страхования торговых предприятий, разработать методические указания по страхованию предприятий торговли с целью снижения убытков и эффективного использования средств. Страховые компании должны обеспечивать надежную страховую защиту имущественных интересов предприятий торговли.