Социальная политика государства реализуется через систему социальной защиты населения. Основным механизмом ее реализации является социальное страхование. Социальное страхование представляет собой систему отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Социальное страхование основано на следующих принципах:
•обязанность по уплате страховых взносов несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости средств из государственного бюджета;
•размеры фондов соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
•социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;
•право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.
Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими и носят обязательный характер. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, направляются исключительно на социальные цели. Перечень социальных рисков и уровень их финансирования определяются социальной политикой государства. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения.
Возникновение социального страхования в России связано с образованием эмиритальных (пенсионных касс) во второй половине
XIXв. Эмиритальная касса — это организация, в которую гражданин вносил определенную сумму денежных средств, из которой через определенное количество лет участия в кассе или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия как самим участникам, так и членам их семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана в 1858 г. при Морском ведомстве.
Во второй половине XIX в. были приняты законы, которые устанавливали обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью. Получила развитие также система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой стали больничные кассы. Позднее больничные кассы учреждались на предприятиях с числом не менее 200 рабочих. Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и предпринимателей. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти.
В начале XX в. с принятием законов «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» получило развитие страхование от несчастных случаев и болезней. Общее руководство социальным страхованием осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях утверждались страховые присутствия, наблюдающие за исполнением страховых законов.
В 1917 г. были приняты декреты «О передаче больничным кассам лечебных учреждений», «О страховых присутствиях и страховом совете», «О страховании на случай безработицы», «О страховании на случай болезни». В соответствии с этими декретами началось создание системы, получившей название «Рабочая страховая медицина», которая контролировалась Народным комиссариатом труда. Появление в июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения привело к существованию двух систем здравоохранения: «Рабочей страховой медицины», подчиненной Народному комиссариату труда, и «советской медицины», созданной на основе земской и городской медицины и подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. Это привело к тому, что 18 февраля 1919 г. было принято решение об объединении страховой медицины с общегосударственной. Рабочая страховая медицина была ликвидирована, и утверждена единая советская медицина. В это же время проходила реформа всей системы социального страхования, которая заменялась государственной системой социального обеспечения. В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым страховые органы ликвидировались.
Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Появление различных форм собственности потребовало новых подходов к социальному страхованию и были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Были установлены страховые тарифы трех видов (нормальный, временный и льготный), что позволяло учитывать интересы государства в системе социального страхования и реальное финансовое положение отдельных предприятий.
В 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Данная система существовала до конца 1980-х гг. и характеризовалась высокой степенью централизации в государственный бюджет.
Новый этап развития социального страхования начался в 1990 г. путем создания внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря — Фонд социального страхования РФ (ФСС) как преемник советского социального страхования Всесоюзной организации профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный фонд занятости населения (ГФЗ), а в 1994 г. — федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).