Современная система социального страхования Российской Федерации включает следующие отрасли, управляемые тремя внебюджетными фондами:
•государственное социальное страхование (Фонд социального страхования РФ);
•обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС);
•обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды ОМС и Пенсионный фонд РФ);
•обязательное пенсионное страхование (Пенсионный фонд РФ).
Государственное социальное страхование обеспечивает выплату
социальных пособий, оплату санаторно-курортного лечения, частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.
Развитие отраслей системы социального страхования определяется следующими факторами:
•уровнем социального риска, который выражается в доле населения, утратившего доход по этой причине;
•степенью потери дохода: полной или частичной, постоянной или временной;
•мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.
Фонды социального страхования являются обособленными фондами денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Существует два метода формирования фондов социального страхования: на основании текущего распределения ущерба и на основании принципа накопления. Метод текущего распределения ущерба предполагает покрытие расходов текущими доходами. Метод формирования фондов, основанный на накоплении, может иметь такие названия, как «фондированная система», «система индивидуальных накопительных счетов», и подразумевает осуществление социальных выплат из предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносов. Данный метод применяется в основном в долгосрочных видах страхования, например в пенсионном страховании.
Основными источниками поступления средств в фонды социального страхования являются страховые взносы. Страховые взносы представляют обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами, а при необходимости — государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты. Базой начисления взносов обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней.
Выделяют следующие методы финансового участия государства в формировании фондов социального страхования:
•прямое дотирование фондов социального страхования;
•государственные субсидии;
•введение специальных налогов, перечисляемых в фонды социального страхования.
Прямое дотирование фондов социального страхования из государственного бюджета применяется при временной обоснованной нехватке средств страховых взносов. Предоставление государственных субсидий предполагает постоянное финансирование за счет средств государственного бюджета целевых расходов фондов социального страхования. При введении специальных налогов средства перечисляются в фонды специального страхования.
В настоящее время существует комплексная система финансирования социального страхования, включающая:
•единый социальный налог, уплачиваемый отдельными частями в федеральный бюджет, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС (гл. 24 НК РФ);
•страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в ПФР;
•обязательные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС;
•страховые взносы местных органов исполнительной власти, уплачиваемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные ФОМС.
Отношения в системе обязательного социального страхования, правовое положение субъектов, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей регулируются Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2004 г. № 10-ФЗ). Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона «обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторнокурортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
•устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;
•всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
•государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
•государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
•паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
•обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
•ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
•обеспечение надзора и общественного контроля;
•автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховым случаем является событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
В системе обязательного социального страхования видами социальных страховых рисков являются:
•необходимость получения медицинской помощи;
•временная нетрудоспособность;
•трудовое увечье и профессиональное заболевание;
•материнство;
•инвалидность;
•наступление старости;
•потеря кормильца;
•признание безработным;
•смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
•оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
•пенсия по старости;
•пенсия по инвалидности;
•пенсия по случаю потери кормильца;
•пособие по временной нетрудоспособности;
•пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
•пособие по беременности и родам;
•ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
•пособие по безработице;
•единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
•единовременное пособие при рождении ребенка;
•пособие на санаторно-курортное лечение;
•социальное пособие на погребение;
•оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
В условиях рыночной экономики социальное страхование занимает ведущую позицию в социальной политике государства.