Одним из объектов страхования внешнеэкономической деятельности является страхование экспортных кредитов. Под экспортными кредитами понимается предоставление кредита в виде отсрочки или рассрочки оплаты товаров (работ, услуг), предусмотренное соглашением сторон при экспорте товаров из Российской Федерации, если это не запрещено законодательством Российской Федерации и не противоречит существу обязательств.
Страхование экспортных кредитов выполняет функцию стимулирования экспорта товаров, работ и услуг, а также поощрения зарубежных инвестиций. При этом государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе страхования экспортных кредитов.
Целесообразность осуществления страхования экспортных кредитов обусловлена такими причинами, как своевременное получение средств по кредиту, возможность осуществления страхования от политических и коммерческих (экономических) рисков.
Развитие страхования экспортных кредитов в России связано с ростом внешнеторгового оборота, с увеличением риска, которому подвергаются предприятия при осуществлении экспортных операций, при предоставлении кредитов иностранным покупателям. Страховая защита существенно снижает кредитные риски, обеспечивая банкам гарантию возврата выданных кредитов.
В практике внешнеэкономической деятельности различают страхование экспортных кредитов от коммерческих (экономических) и политических рисков.
Лидером в страховании экспортных кредитов является ОСАО «Ингосстрах». Страховая компания «Ингосстрах» принимает на страхование следующие коммерческие риски:
•несостоятельность и банкротство;
•длительная просрочка либо отказ от платежа;
•не возврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);
•длительная просрочка возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.
Несостоятельность считается наступившей, когда:
•открыто производство по делу о банкротстве или суд отказал в его открытии ввиду недостаточности имущества;
•достигнуто компромиссное соглашение между кредиторами и должником с целью избежания банкротства;
•заключено внесудебное компромиссное соглашение или решен вопрос о частичном урегулировании долгов со всеми кредиторами;
•исполнение решения суда о взыскании долга, произведенное страхователем, не принесло полного удовлетворения требований к должнику.
При страховании риска задержки платежа до наступления фактической несостоятельности страховым случаем является отсутствие оплаты из-за финансовых затруднений покупателя после определенного периода (периода ожидания), прошедшего с даты платежа, предусмотренного контрактом.
Из страхового покрытия при страховании экспортных кредитов исключаются:
•проценты за просрочку платежа, штрафы неустойки по контракту, возмещения по рекламациям, судебные издержки, связанные с взиманием долгов по неоплаченным счетам, а также потери от курсовых разниц;
•счета к получению по государственным и муниципальным предприятиям и организациям, физическим лицам, а также юридическим лицам, в капитале которых страхователь прямо или косвенно имеет преобладающее участие или на управление которых он может оказывать решающее влияние;
•счета к получению за товары и услуги, в отношении которых не получены необходимые лицензии и разрешения, и за товары и услуги, импорт которых противоречит действующим запрещениям и ограничениям в странах-импортерах;
•случаи убытка, в отношении которых страховщик в состоянии доказать, что они произошли в результате войны, вооруженного конфликта, забастовки, конфискации, введения торговых или валютных ограничений государственными и другими административными органами, стихийного бедствия или воздействия ядерной энергии.
Российскими страховыми компаниями предлагаются также на страхование риски:
•невозврата (непогашения) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности);
•неполного (частичного) возврата (непогашения) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие недополучения валютной выручки из-за изменения качества или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
•недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта);
•недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон договора страхования и не может превышать обязательства страхователя по экспортному кредиту. Страховая сумма определяется в размере платежа по экспортному контракту и процентов за пользование кредитом (фиксированной процентной ставки, устанавливаемой на весь период кредитования) в размере, определенном в данном контракте. При отсутствии в контракте размера процентов их размер определяется существующей в месте нахождения кредитной организации ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день погашения долга или его соответствующей части. При отсутствии официальной учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения кредитной организации, размер процента определяется в соответствии с международной торговой практикой, отраженной в «Принципах международных коммерческих договоров» («Principles of International Commercial Contracts»), разработанных Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА).
Страховщик вправе требовать признания договора недействительным и возмещения причиненных ему этим убытков в размере, превышающем сумму полученной им от страхователя страховой премии, если завышение страховой суммы в договоре страхования явилось следствием обмана со стороны страхователя.
Договор страхования может быть заключен на основании заявления страхователя. Заявление должно содержать следующие реквизиты:
•цель получения кредита, сумма и срок, на который он получается;
•характеристика товара (работы, услуги, результатов интеллектуальной деятельности), его стоимости;
•название страны, в которой приобретаются (куда поставляются) товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности);
•конкурентоспособность, обоснование потребности экспортируемых товаров (выполнения работ, оказания услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
•валюта платежа;
•источники погашения кредита;
•график экспорта товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
•расчет сроков использования и погашения кредита и уплаты начисленных по нему процентов.
К заявлению должны прилагаться:
•учредительные документы страхователя, свидетельство о регистрации, баланс и аудиторское заключение на последнюю отчетную дату;
•документы, подтверждающие право ведения вида деятельности, по которому заключается кредитный договор, в том числе лицензия на валютные операции в зависимости от сроков кредита («текущие валютные операции» или «валютные операции, связанные с движением капитала»);
•сведения об использовании кредитов в предшествующие двенадцать месяцев до даты обращения за получением кредита, риск непогашения которого предлагается застраховать;
•кредитный договор;
•паспорт сделки;
•обоснование возврата (погашения) кредита с указанием источников его возврата (погашения) и уплаты процентов за пользование им;
•сведения о кредитной организации (лицензия, финансовая устойчивость и др.);
•сведения о принятом кредитной организацией обеспечении кредита (имущество, принадлежащее на правах собственности, ценные бумаги, финансовые гарантии третьих лиц, поручительства и др.);
•сведения о зарубежных контрагентах по экспортному контракту;
•иные документы, необходимые страховщику для определения степени страхового риска, в том числе документы, характеризующие финансовое положение, деловую репутацию страхователя, точность исполнения им обязательств и платежей с указанием сроков оплаты счетов.
При страховании коммерческих рисков страхователь должен представить договор купли-продажи, экспертно-импортные лицензии и другие документы, предусмотренные законодательством стран импортера и экспортера. Основными страховыми событиями могут быть неплатежеспособность покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного договором срока, отказ покупателя от платежа после отгрузки товаров и др.
Размеры страховых взносов зависят от объема застрахованных операций, страховых рисков, страны-импортера, сроков страхования и других факторов. Необходимым условием предоставления страховой защиты является соответствие осуществляемой операции законодательству стран импортера и экспортера.
При страховании экспортных кредитов страховое покрытие предоставляется для экономического риска путем страхования экспортных сделок. Риск, которому подвергается дебиторская задолженность по поставкам товаров и услуг, называют страхование делькредере. Страхование делькредере начинается с момента поставки и выставления счета. Возмещается убыток по дебиторской задолженности, возникшей вследствие неплатежеспособности покупателя. При страховании делькредере достаточно сложно определить границы ответственности страховщика в части покрытия убытка. Проблема состоит в количественном выражении убытков, т.е. «большой и небольшой дебиторской задолженности. Выделение этих групп риска и проведение между ними границы получило название андинования. В отличие от франшизы андинованная нижняя группа дебиторской задолженности также принимается на страхование, но в порядке паушального покрытия долгов, т.е. когда мелкие покупатели поименно не перечисляются, а страхуются пау- шально (одним платежом за всех мелких покупателей)»1.
Добровольное страхование экспортных кредитов в целях повышения конкурентоспособности отечественного экспорта осуществляется по следующим затратам: убыткам от неплатежа по экономическим или политическим причинам; затратам, связанным с производством экспортной продукции при отказе от нее покупателя; убыткам от изменения курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выражены издержки экспортера, и др.
Страхование должно защищать от убытков, возникающих вследствие событий, которые можно оценить, т.е. дать оценку степени риска. В свою очередь на степень риска оказывают влияние колебания цен, курсы валют, политические и экономические условия.
Страхованием экспортных кредитов покрывается риск невыполнения контрактных финансовых обязательств иностранных покупателей и банков перед экспортером или риск невыполнения продавцом своих обязательств перед импортером, в счет перечисленного авансового платежа.
При страховании риска неплатежа предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме. Собственное участие страхователя в покрытии риска устанавливается обычно на уровне 20—30 %. Франшиза не может быть застрахована отдельно или у другого страховщика. Страхователь обязан предпринимать все соответствующие меры по избежанию или уменьшению убытка, а также предоставлять страховщику всю информацию и документы, которые являются необходимыми для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка.
При страховании экспортных кредитов от политических рисков для установления страховых сумм и тарифных ставок изучается степень политического риска в стране, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю.
Договоры страхования экспортных кредитов от политических рисков заключаются вследствие следующих событий:
•расторжения импортером контракта в результате действий государственных органов;
•конфискации или национализации имущества импортера;
•наложения эмбарго на импорт или экспорт;
•военных действий, народных волнений, приведших к невозможности дальнейшего участия экспортера в контракте либо к лишению импортера возможности произвести оплату;
•неоплаты или задержки оплаты импортером контракта в связи с невозможностью конвертирования национальной валюты страны-импортера в валюту контракта либо введением ограничений на перевод валюты из страны-покупателя;
•принятия в стране-импортере нормативных актов, лишающих импортера возможности выполнения своих обязательств.
Как метод стимулирования проникновения частного капитала на внешние рынки широко используется страхование экспортных кредитов от политических рисков в развитых странах. Наиболее известными являются такие организации, как Корпорация зарубежных частных инвестиций, Экспортно-импортный банк (США), Департамент гарантии экспортных кредитов (Великобритания); Компания страхования внешней торговли (Франция), «Гермес» (Германия), Корпорация финансирования экспорта и страхования (Австрия), Корпорация по страхованию экспортных кредитов (Канада), Агентство по страхованию экспорта и инвестиций (Япония).
Страхованием политических рисков покрывается риск неисполнения экспортно-импортного контракта страхователя, если в качестве иностранного контрагента выступает государственное юридическое лицо или контракт заключается с нерезидентом из страны с неустойчивой экономикой.
Степень покрытия страховых рисков зависит от характера и объема сделки и в разных странах различна. Например, во Франции при коммерческих рисках потери возмещаются в размере 80—85 %, политических и связанных со стихийными бедствиями — 90—95 %, валютных и экономических — 100 %, связанных с изучением иностранных рынков — 50—60 %.
В США Экспортно-импортный банк и Ассоциация страхования экспортных кредитов покрывают от 90 до 100 % потерь по причинам коммерческого и политического характера и 98 % потерь — по экспорту сельскохозяйственных продуктов1.
В зарубежных странах широкое распространение получило государственное страхование экспортных кредитов. Так, на государственные агентства США, ФРГ и Японии приходится 80 % общего объема страхования внешнеэкономических рисков2.
Государственное финансирование внешней торговли регулируется международным законодательством. В международной практике страхования экспортных кредитов особое место принадлежит льготной системе страхования.
Система льготного предоставления и страхования экспортных кредитов в США основана на финансировании операций в едином государственном органе — Экспортно-импортном банке Эксимбан- ке (Export-Import Bank of the United States — Eximbank), который осуществляет данную деятельность в сотрудничестве с частными институтами. Банк был создан в 1934 г. первоначально для финансирования торговли с СССР. Согласно уставу («Акту об ЭИБ») институт является финансово-автономным правительственным агентством. Государство дотирует и курирует его деятельность посредством выделения средств из бюджета на формирование уставного капитала (1,8 млрд долл.) и обеспечивает льготные заимствования у министерства финансов (6 млрд единовременно). Остальные ресурсы банк привлекает с частного рынка капиталов и, добавляя к ним некоторое количество средств, понижает стоимость своих кредитов и страховых полисов по ним до уровня ниже рыночных3. Эксим- банк функционирует под контролем как законодательных, так и исполнительных властей. Конгресс в лице Консультативного комитета по валютно-финансовой политике (National Advisory Comity on International Monetary and Financial Policy — NAC) устанавливает ежегодно максимальный объем кредитной (свыше 100 млн долл.) и страховой (свыше 30 млн долл.) деятельности банка и визирует все крупные операции, исходя из политических и экономических установок правительства. Эксимбанк возмещает до 90 % коммерческих рисков и до 100 % политических как по собственным обязательствам, так и в случае перестрахования полисов частных фирм.
В соответствии с положением устава Эксимбанк должен сотрудничать с частными финансовыми институтами как в области кредитования, так и страхования. Поэтому, прежде всего, он делит ответственность с частной специализированной Ассоциацией по страхованию внешнеторговых кредитов (Foreign Gredit Insurance Association — FICA) посредством совместного предоставления гарантий или перестрахования. Обычно в устанавливаемом конгрессом годовом лимите операций по таким гарантиям доля Эксимбан- ка составляет около 35 %. FICA была учреждена в 1982 г. частными страховыми компаниями. Она может частично или полностью гарантировать любые экспортные займы.
Наиболее льготной системой страхования международных операций является французская система. В июле 1946 г. была учреждена Французская компания страхования внешней торговли (Companie Francaise d’assurance pour le commerce exterieur — COFACE). Она является смешанным обществом с преимущественным участием правительства, которое курирует деятельность компании с экономической и политической сторон. С экономической стороны функцию контроля осуществляет министерство финансов и экономики (Департамент внешних экономических связей — ДРЭЭ), а с политической — межминистерская Комиссия гарантии внешнеторговых кредитов КГККЭ. Государственным органом по финансированию льготных экспортных кредитов является Французский банк внешней торговли — BFCE (Banque fransaise pour Ie commerce exterieur).
Государственное Казначейство обязано покрывать чрезвычайные убытки компании по краткосрочным рискам, но в сумме, эквивалентной не более 2 % общего объема полученных за год страховых премий. Компания покрывает на 90 % политические риски, на 85 % коммерческие риски по кредитам продавца и 95 % по кредитам покупателя, если они соответствуют правилам консенсуса. Страховая премия в каждом отдельном случае перечисляется исходя из конкретного полиса. Обычно она составляет около 0,25 % суммы контракта при покрытии политических рисков и 0,5 % по их сочетании с коммерческими рисками, в случае, если получатель ссуды — иностранная государственная организация, располагающая встречной гарантией со стороны местного банка, через который она будет погашать кредит БФКЕ 1.
В отличие от Франции Германия использует более жесткую для иностранных импортеров и должников систему страхования внешних займов. Действующие от имени правительства частные компании предлагают клиентам различные формы обслуживания. Так, частная компания Тройарбайт (Treuarbeit-AG) специализируется на льготном рефинансировании полисов по международным кредитам частных страховых обществ. Гермес (Hermes Kreditversicheruпgs-AG) по соответствующим займам предоставляет собственные полисы.
Особенность германской системы страхования внешнеэкономической деятельности состоит в том, что для получения льготных кредитов у государственных институтов Экспортного банка (Aus Futrk- redit Gmbh — AKA) и Банка восстановления (Kreditanstalt fur Wiederaufbau — КФВ), необязательно страховать последние у Гермеса, достаточно уведомить его об условиях соответствующей сделки и регулярно сообщать о ходе ее исполнения. Гермес вправе страховать по своему усмотрению сделки стоимостью до 2 млн германских марок. По более крупным контрактам необходимо согласие курирующего его деятельность межминистерского комитета гарантии экспорта, в состав которого входят представители федеральных министерств: экономики, финансов, иностранных дел и экономического сотрудничества, эмиссионного банка AKA, КФВ. Общий объем страхования рисков внешнеэкономической деятельности ежегодно устанавливается парламентом по предложению правительства1.
Гермес предъявляет два основных требования к заявкам на страховое покрытие: страховое покрытие предоставляется только для немецких экспортеров и только по товарам, произведенным на территории ФРГ; базисные требования, предъявляемые к проекту, заключаются в кредитоспособности страны — контрагента потенциального страхователя, наличии кредитного рейтинга у иностранного покупателя либо его гаранта2.
Страхование кредитов по внешнеторговым операциям в Великобритании основано на сочетании ответственности государственных и частных компаний. В 1919 г. в Великобритании был учрежден специальный правительственный орган — Департамент гарантии экспортных кредитов — ДГЭК (Export Credit Guarantee Department), который за счет казначейства, т.е. средств госбюджета, страховал экспортные сделки и внешние вложения на мировом рынке и прежде всего во владениях короны. Затем Банк Англии начал учитывать по преференциальным ставкам экспортные кредиты, предоставленные частными банками и предварительно застрахованные департаментом.
Департамент гарантии экспортных кредитов (ДГЭК) работает за счет правительственных ресурсов, предоставленных ему единовременно. Государство ежегодно фиксирует ему объем ответственности по экспортным кредитам и иностранным инвестициям.
Департамент в настоящее время предлагает следующие услуги: гарантии банкам от риска невозврата кредитов, предоставленных иностранным покупателям британских товаров; кредитование экспорта по сниженным процентным ставкам; страхование британских экспортеров от риска неплатежа. ДГЭК предоставляет страховую защиту как от коммерческих, так и политических рисков, способных препятствовать осуществлению экспортного контракта на стадии производства или при предоставлении кредита. Страховыми рисками могут быть военные действия, экспроприация и введение ограничений на вывоз имущества.
При страховании экспорта краткосрочные полисы покрывают риски неплатежеспособности, отказ от оплаты покупателем товаров (работ, услуг), отказ от приема товаров после их отправки, а также политические риски, задержки при трансферте валюты, военные действия, народные волнения. При страховании краткосрочных политических рисков доля ответственности страховщика достигает 95 %, а при страховании коммерческих рисков — 90 %¦
Система страхования внешнеэкономической деятельности Японии в настоящее время находится в стадии реформирования. В январе 2001 г. был учрежден специализированный государственный орган — Японское агентство по страхованию экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance — NEXI). Небольшая часть страхования, экспорта зарубежных вложений передана Японскому банку международного сотрудничества (The Japan Bank for International Cooperation — JBIC). Он вправе предоставлять полисы по сделкам, имеющим особую важность для страны.
Японская система страхования внешнеэкономической деятельности основывается на множественности видов предоставляемых гарантий. По статье «общее страхование экспорта» национальным поставщикам возмещают убытки, возникающие в случае неоплаты зарубежными покупателями их товаров, в том числе и в форме отказа от акцепта коммерческих или финансовых документов. При этом началом гарантийного периода считается либо дата заключения самого контракта, либо день первой отгрузки товаров или предоставления услуг согласно договору. В рамках данного вида страхования покрываются не только риски, связанные с собственно торговыми операциями, но и связанные с ними краткосрочные экспортные кредиты (на период до одного года). Политические риски покрываются на 95 %, коммерческие обычно на 60 % и лишь по особо важным сделкам — на 80 %.
По статье «страхование экспортных кредитов» гарантируется возврат кредитов, выданных на условиях международных соглашений. Страхование экспортных векселей предусматривает покрытие рисков, возникающих в случае акцепта банками фиктивных платежных документов. Размеры возмещения достигают до 80 % убытков. Кроме того, частные японские банки, предоставляющие экспортные кредиты по сделкам со странами, имеющими пониженные рейтинги, обязаны создавать за свой счет облагаемые налогом страховые фонды в пропорции к предоставленной ссуде, равные от 5 до 50 %сх.
С целью согласования условий кредитования международной торговли, гарантирования экспортных кредитов, обмена соответствующим опытом и информацией в 1934 г. в швейцарском городе Берне был создан «Международный союз страховщиков для регулирования кредитов». В дальнейшем он неоднократно переименовывался. В 1957 г. был переименован как Международный союз страховщиков кредитов, а с 1980-х гг. — Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (The International Association of Credit and Investment Insurers), его принято неофициально именовать Бернский союз. В него вошли основные государственные и крупные частные страховщики экспортных кредитов, в первую очередь ДГЭК. Это неофициальное объединение государственных и находящихся под контролем правительств страховых обществ и учреждений, а также частных страховых компаний, гарантирующих платежи по экспортным кредитам и иностранным инвестициям.
Несмотря на различия в организации и условиях страхования международного кредита (размер и практика начисления премии, срок и объем гарантии и т.д.), общая черта для всех промышленно развитых стран — усиление связи между кредитованием и страхованием экспорта. Обычно предоставление кредита экспортеру или импортеру предполагает наличие полиса экспортного страхования. Страхование влияет на условия и сроки кредита, является источником кредитных льгот для экспортера. Кредиты, возврат которых гарантируется страховой компанией, предоставляются на более длительные сроки и более льготных условиях, что дает экспортеру конкурентные преимущества.
Вместе с тем государственное финансирование внешней торговли регулируется международным законодательством, которое разрабатывается развитыми странами, входящими в крупнейшие международные организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Координация политики государственного финансирования внешней торговли на международном уровне осуществляется в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме соглашений в рамках ВТО, мировое сообщество выработало ряд важных документов, регламентирующих государственное финансирование внешней торговли и в то же время соответствующих принципам добросовестности конкуренции и свободной торговли.
В 1978 г. в рамках ОЭСР было разработано и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits) — СОЭК, которое впоследствии корректировалось и дополнялось. Основной целью данного соглашения является обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более двух лет, предполагающего государственное участие. Участниками данного соглашения является большинство стран—членов ОЭСР, а также все члены Европейского Союза.
Официальная государственная поддержка в соответствии с данным соглашением подразумевает любую помощь, предоставляемую государством или от имени государства в области экспортных кредитов: прямое финансирование со стороны государства или государственных организаций; рефинансирование; поддержку процентных ставок; финансовую помощь (кредиты и субсидии), предоставляемую прямым или косвенным образом от имени государства; предоставление гарантий, эмитируемых государством или от имени государства; экспортно-импортное страхование.
Организация экономического сотрудничества и развития является основным координатором осуществления государственного финансирования экспорта. Страны, входящие в ОЭСР, разрабатывают законодательство на основе документов и принципов в рамках этой международной организации.
Международные организации, регулирующие условия страхования экспортных кредитов, реализуют программы его дальнейшей унификации.