Становление классической школы. Исторические условия возникновения классической школы

 

«Заслуга физиократов в основном заключается в том, что они провели анализ капитала в рамках буржуазного восприятия, что делает их настоящими отцами современной экономии»

К. Маркс

Классическая политическая экономия возникает в Англии и Франции во второй половине XVII в. Это был период смены эпохи «первоначального накопления капитала» периодом развития товарного производства и функционирования рыночной экономической системы.

Само развитие экономики разрушало теоретические построения меркантилизма и доказывало несостоятельность протекционистской экономической политики. Происходило углубление общественного разделения труда, возникали и быстро развивались новые отрасли производства – горное дело, кораблестроение, металлургия, обработка шерсти и т. д. Развивалась мануфактура – производство, основанное на разделении труда и использующее наемный труд. Предпринимательская деятельность вышла за рамки сферы обращения (торговля, денежное обращение, ссудные операции) и распространилась на все сферы производства. Благодаря этому появились, помимо сферы торговли и ростовщичества, новые источники прибыли (доходов). Формировался торговый и промышленный капитал.

Аналогичным образом капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство. В разной степени, но во всех странах получало развитие фермерство. Возрастало значение земельной ренты.

Расширилась сфера товарно-денежных отношений – они, по выражению К. Маркса, «становятся всеобщими»

Свершались буржуазные революции, и буржуазия получала доступ к политической власти, используя ее для непосредственной защиты и реализации своих экономических интересов, в большинстве стран были провозглашены республики или конституционные монархии. Сужалась функциональная роль государства, т. к. в условиях развитых товарно-денежных отношений и экономических и политических свобод отпала необходимость государственной регламентации торговли и производства.

Таким образом, ко второй половине XVII – началу XVIII вв. идеи меркантилистов были отвергнуты самой жизнью, которая доказывала, что богатство – это не только деньги и товары на экспорт, что торговля – дело взаимовыгодное (у меркантилистов – продавец, выручивший деньги, обретает богатство, а покупатель – растрачивает богатство) и что источник богатства – это не только торговля, но и производство. Соответственно нация тем богаче, чем больше продукта она создает.

Закономерно в процессе эволюции идей возникает новая школа – классическая политическая экономия – исследующая закономерности функционирования и развития рыночного хозяйства.

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора