Экономические идеи С. Сисмонди

Жан Шарль Леонар Сисмонди (де Симонд) (1773–1842) – стал первым оппонентом идей классической школы и попытался с научных позиций критиковать экономическую систему капитализма.

Основная работа: «Новые начала политической экономии» (1819).

С. Сисимонди был учеником А. Смита, однако бедственное положение рабочего класса в Англии и других странах Европы заставило его пересмотреть свое отношение к полной свободе конкуренции, сторонником которой он был первоначально. С. Сисимонди заметил, что когда рабочий нанимается, его положение всегда невыгодно. Он нуждается в нанимателе, который должен предоставить ему рабочее место, обеспечить орудиями и материалами. Такая зависимость обрекает рабочего на минимально возможный уровень оплаты труда. Росту заработной платы препятствует конкуренция между рабочими за предоставление рабочего места. Таким образом, С. Сисмонди заключил, что естественный ход вещей и свободная конкуренция обрекают наемных рабочих на хроническую нужду, болезни и высокую смертность, поскольку те, кто производит все богатство, получают лишь малую его часть. Это полностью расходится со сформулированным А. Смитом принципом «невидимой руки» и нарисованными им оптимистичными перспективами капитализма.

Однако главным объектом критики Сисмонди был не Смит, а Сэй. Сисмонди отрицал теорию трех факторов Сэя. Не из земли происходит рента и не из капитала – прибыль, все богатство создается трудом. Систематическое накопление капитала, увеличивающее выпуск товаров Сисмонди оценивал как позитивное явление. Однако его беспокоило то, что доходы рабочих растут намного медленнее, чем товарная масса. Капиталисты также сокращают потребление, сберегая часть дохода ради накопления капитала. В результате совокупный спрос на потребительском рынке оказывается недостаточным для того, чтобы купить все произведенные товары. Возникает кризис перепроизводства – рост предложения не рождает равного увеличения спроса. Отсюда Сисмонди сделал вывод, что закон Сэя ошибочен. Кризисы перепроизводства возникают из-за недопотребления.

С позиций сегодняшнего дня нетрудно обнаружить слабость аргументации Сисмонди. Она заключается в том, что он недооценил инвестиционную составляющую совокупного спроса.

В рассматриваемый период сформировалось также несколько направлений социалистической мысли. Они различались представлениями о том обществе, которое должно быть создано, о его экономической и социальной организации, но их объединяло отрицательное отношение к сложившейся рыночной экономике. В противовес представителям английской классической школы, которые видели в капитализме «естественный порядок», социалисты расценивали его как нечто противоречащее естественному порядку и не обеспечивающее ни справедливого распределения богатства, ни эффективного использования материальных и человеческих ресурсов.

 

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора