Австрийскую школу следует признать в качестве важнейшей движущей силы маржиналистской революции, поскольку она создала альтернативную теорию стоимости – теорию предельной полезности и тем самым заложила основу маржиналистской теории.
Отличительными особенностями австрийской школы (по сравнению с другими теориями маржинализма) являются:
• монистический субъективизм – все экономические категории стремятся вывести только из предпочтений и ожиданий экономического субъекта;
• методологический индивидуализм – выступали против любого агрегирования, все события в экономике рассматриваются только как равнодействующая индивидуальных предпочтений и решений;
• отсутствие не только математических методов исследования, но даже геометрических иллюстраций теоретических положений. В этом проявилось их стремление к более реалистичному отражению действительности);
• отсутствие развитых идей равновесия;
• важная роль отведена фактору времени.
Представители австрийской школы маржинализма – К. Менгер (1840–1921), Э. Бем-Баверк (1851–1919) и Ф. Визер (1851–1926).
Основные работы:
К. Менгер «Основания политической экономии» (1871) и др.;
Э. Бем-Баверк «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и процент» (1889) и др.;
Ф. Визер «Происхождение и главные законы народнохозяйственной стоимости» (1884), «Естесственная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914) и др.
Центральное место в учении австрийской школы занимает субъективная теория стоимости (ценности) – теория предельной полезности.
Отправным пунктом ее построения служит учение о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу каких-то своих свойств, причем, человеку известна эта его способность и он может ею воспользоваться [2; 39]. При этом особо подчеркивается субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).
Все блага австрийцы классифицируют на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т. д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности косвенно. Благами высшего порядка являются средства производства .
Австрийцы вводят также понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага.
Прочие блага, доступное количество которых в данный период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономическими благами.
Все экономические блага, согласно австрийцам, обладают стоимостью (ценностью).
Вспомним, что со времен древнегреческих мыслителей в товаре выделялись две стороны – полезность (или потребительная стоимость) и меновая стоимость. Английские классики в качестве основы меновой стоимости выделяли труд. Полезность же (понимаемая как объективная способность вещи удовлетворять какие-либо человеческие потребности) трактовалась только как условие осуществления обмена.
Представители же австрийской школы в качестве основы стоимости благ (а значит и ценообразования) выдвинули субъективную полезность.
Согласно мнению австрийцев, стоимость ни что иное, как оценка с позиций потребностей индивида. Потому что если на производство товара было затрачено определенное количество труда, а он оказался никем не востребован, то и стоимость его будет нулевой.
Поэтому источник стоимости следует искать не в труде, а во вкусах, потребностях, желаниях, т. е. в субъективных оценках потребителя. К. Менгер пишет: «Стоимость – это суждение (способ мышления) экономических субъектов о благах, которыми они могут располагать, чтобы поддержать свою жизнь и благосостояние. Отсюда следует, что стоимость не существует вне сознания людей» [2; 101].
Величина стоимости зависит от важности потребностей, которые следует удовлетворить (зависимость прямая) и от количества или запаса данного блага (зависимость обратная). Другими словами, величина стоимости определяется предельной полезностью – т. е. полезностью наименее важной единицы запаса блага. Поэтому, если абстрактной полезностью обладают все блага, то квалифицированной полезностью , т. е. стоимостью (ценностью) – только блага ограниченные или редкие. И только такие блага могут обмениваться.
К. Менгер проиллюстрировал связь между предельной полезностью и факторами ее определяющими с помощью таблицы, где по столбцам расположены потребности в порядке убывания важности (римские цифры), а по строкам – «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры). Предельная полезность измеряется в абстрактных единицах – ютилях – таблица Менгера [2; 105] (см. табл. 11. 1).
Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименее важную потребность. Чем меньше блага, тем ценнее его последняя единица. ( «Парадокс воды и алмаза» решается по-новому: чем реже благо, тем больше его предельная полезность и ценность ). Однако как объяснить с точки зрения субъективной ценности механизм рыночного ценообразования, где, несмотря на все многообразие субъективных оценок, существует единая цена на товар?
Таблица 11.1. Виды потребностей или благ
Последовательные акты |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
|
1 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
2 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
3 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
|
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
7 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
8 |
3 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
2 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|