Теория А. Маршалла – это прежде всего теория цен в конкурентных условиях. Цена и факторы, ее определяющие, – главные проблемы работы.
Определяя цену как количественное соотношение между вступившими в обмен товарной и денежной массами, Маршалл считал, что стоимости, отличной от цены, не существует. Цена, по Маршаллу, определяется взаимодействием спроса и предложения, которые, в свою очередь, сами зависят от цен. В условиях совершенной конкуренции с ростом цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение Маршалл иллюстрирует следующим образом:
«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену продажи – равновесной».
В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность (график кривой спроса совпадает с графиком убывающей предельной полезности – общая полезность запаса возрастает, но не в той пропорции, в какой возрастает количество единиц в запасе). А значит, полезность в этом случае практически отождествляется с ценами. «Предельная полезность – это максимальная цена, которую потребители готовы уплатить за товар». Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег, он применяет понятие «выгода потребителя», т. е. выраженный в денежной форме «излишек удовлетворения», который возникает как разница между полной и предельной полезностью вещи.
Заслугой Маршалла является также введение понятия «эластичности спроса», под которой он понимал величину приращения спроса (положительную или отрицательную) в зависимости от изменения цены. Например, если цена на товар изменяется на 1 %, то изменяется спрос на определенную величину, которую он назвал коэффициентом эластичности спроса по цене. Маршалл заметил, что существует особая группа товаров, неэластичных по цене, т. е. спрос на них остается постоянным независимо от цены. Это товары первой необходимости – продукты питания , например. Коэффициенты эластичности спроса по ценам различны также для разных групп общества, т. к. спрос зависит не только от полезности, но и от дохода.
Рис. 11.4
Предложение товаров Маршалл определил издержками производства, он различает реальные и денежные издержки производства. Реальные издержки – это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала). Денежные издержки – это те цены, которые должен уплатить предприниматель за определенное предложение факторов производства.
Следующий шаг Маршалла – это анализ ценообразования с точки зрения взаимодействия спроса и предложения. В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса (рис. 11.4). Такое равновесие является устойчивым, т. е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки.
По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип «конечной полезности», без сомнения, составная части одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». И далее: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
В долгосрочном аспекте особая роль в определении цен принадлежит предложению, в краткосрочном аспекте – спросу.
Главный вывод Маршалла состоит в том, что капиталистической экономике свойственна внутренняя тенденция к равновесию, механизм ее установления – это свободная конкуренция, ведущая к равновесию между спросом и предложением. Вмешательство государства возможно, но оно должно быть минимальным, иначе в экономике будут возникать диспропорции.
В теории цены, как мы видим, Маршалл опирался на принцип экономического равновесия, который стал одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике – это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения). Обосновывая принцип равновесия, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора – слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.
Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос – под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности товара; предложение – в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.
Таким образом, равновесие по Маршаллу – это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего – свободной конкуренции.