Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока

Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Большая часть земли и рабов принадлежала государству. Создание ирригационной системы и кон-троль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Поэтому в Древ-нем Востоке государственная власть существовала в форме деспотий. Чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с ко-торыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.

Особенности экономической мысли Древнего Востока:

  • были неотъемлемой частью знаний древних людей об окружаю-щем мире; трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте и только во вторую оче-редь их можно рассматривать как памятники экономической мысли;
  • для их изложения использовались термины, заимствованные из обыденного языка;
  • носили преимущественно нормативный характер, т. е. отвечали на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?».

Все документы Древнего Востока можно разделить на три группы:

  • хозяйственной отчетности;
  • закрепляющие основы государственной власти: законы царя Хам-мурапи, законы Била Ламы;
  • решающие вопросы организации и управления государственным и частным хозяйством («Поучение гераклеопольского царя своему сыну, Артхашастра и законы Ману, трактат Гуань Цзы, труды Конфуция).

Наиболее важными памятниками экономической мысли цивилиза-ций Древнего Востока были:

Древний Египет

  • «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.). Приводятся «правила» государственного управления и руководства хо-зяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.
  • «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н. э.). Главная идея – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

Важнейшим и одним из самых древних источников экономической мысли является Библия. Она содержит сведения о хозяйственной жизни двух древних народов – египетского и еврейского.

Библия как древнейший источник экономической мысли

Первую, самую важную, часть еврейской Библии и христианского Ветхого Завета составляет «Пятикнижие», автором которого считают Моисея. Именно Пятикнижие является основным источником норм ве-дения хозяйства древних евреев, из которых и сформировалась вся их хозяйственная этика. Так, например, финансовые отношения не допус-кали разногласий между евреями на почве денег, долгов. Человеку пред-писывалось выполнение ряда обязанностей в соответствии с заповедями Бога по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наем-ным работникам и рабам. Это, прежде всего помощь бедным и больным.

В «Пятикнижии» Моисея дается критика ростовщичества, «нельзя требовать уплаты долга с процентами». Считалось, что именно процент может стать причиной бедности не только отдельных людей, но и всего народа в целом. Если человек давал взаймы, то он мог потребовать залог, но его нельзя было брать с бедного должника или вдовы. Исключалось также и длительное или наследственное долговое рабство соплеменни-ков, потому что «на седьмой год все долги должны были прощаться, ес-ли человек не мог выплатить свой долг» [6; 133]. Каждый пятидесятый год назывался юбилейным. В этот год, так же, как и в субботний, проща-лись долги, объявлялась свобода всем жителям.

Важным явлением в экономической жизни еврейского народа была десятина. Закон о десятине предполагал отделение от любого дохода десятой части. В десятину включались также и плоды скотоводства и земледелия. Десятина относилась в храм, из этих средств существовали, священнослужители, содержался храм.

В том же законе о десятине говорится о том, чтобы каждый третий год все десятины оставлялись в доме. Для того чтобы чужеземец, вдова или сирота могли насытиться из этих запасов.

Пятикнижие обязывало евреев материально поддерживать друг дру-га. При уборке урожая не убирать его весь, а намеренно оставлять ка-кую-то небольшую его часть пришельцу, сироте или вдове. Как видим, человек должен был быть честным, справедливым, щедрым, милосерд-ным, – таким образом он мог заслужить Божье благословение. И если при соблюдении всех этих заповедей человек становился богатым, то это являлось воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

Определялись также и отношения с наемными работниками. Нельзя было задерживать плату за труд, т. к. предполагалось, что наемный ра-бочий не имеет собственного хозяйства и нуждается в деньгах. В веде-нии дел, как и во всем, должна быть честность: нельзя обмеривать и об-вешивать, весы должны быть верными, все гири должны быть «точными и правильными». Существовали особые правила для судей, которые предписывали судить только по справедливости, не брать взяток, не бла-говолить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты.

Неприкосновенной считалась частная собственность, поскольку вла-дение землей и имуществом признавалось Божьим провидением.

Таким образом, все нормы хозяйственной жизни вытекали из глав-ной заповеди: «Люби ближнего своего, как самого себя». Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Период рабства был равен шести годам, на седьмой год раб получал освобождение. В древ-нем Израиле раб имел определенные права. Его нельзя было избивать до смерти, если же раб убегал, его не следовало возвращать обратно. Хо-зяину, отпускающему раба на свободу, предписывалось отпустить с ним его семью и снабдить его всякого рода имуществом для самостоятельной жизни.

Экономические идеи, содержащиеся в Библии, оказали огромное влияние на формирование хозяйства и дальнейшее развитие экономиче-ской мысли не только восточного, но и европейского общества.

Вавилония

  • Кодекс законов царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), действо-вавший до XVIII в. до н. э., является наиболее знаменательным памятни-ком Вавилонского царства. Свод законов Хаммурапи широко отразил экономические основы общества и важнейшие тенденции его развития. Из этого источника следует, что в стране существовала частная собст-венность, которая охранялась государством. Основу экономики состав-ляло натуральное хозяйство, сохраняла позиции община. Естественным считалось деление общества на рабов и рабовладельцев. Эти устои укре-плялись и защищались государством. В соответствии с кодексом законов царя Хаммурапи, за нарушение установленных в нем правовых норм предполагалась самая суровая ответственность вплоть до смертной каз-ни. Например, посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью. Царская власть проявляла определенную заботу об интересах общины и мелких производителей и ограничивала деятельность ростовщиков и долговое рабство. Так, за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне не лишались своих земельных наделов; срок долгового рабства ограничивался тремя годами, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания; процент по денежной ссуде не мог превышать 20 %, натуральной – 33 % от ее первоначальной суммы.

Древний Китай

  • Труды Конфуция (Кун Футы, 551–479 гг. до н. э., в частности, его сборник «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

В бытность Конфуция в Китае происходили существенные измене-ния, связанные с разложением общины и становлением рабовладения. Приходило в упадок земледелие, нарастала имущественная дифферен-циация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств. Конфуцию были близки интересы родовой знати, позиции которой силь-но пошатнулись, а также интересы низшего слоя рабовладельцев. С дру-гой стороны, он был противником зарождавшегося нового слоя крупных землевладельцев.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и за-щиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций проводил мысль о том, что только образо-ванный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен повлиять на равномерное распределение создавае-мого обществом богатства. По его мнению, тогда «у народа будет доста-ток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий бо-гатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общи-ны), так и частного владения потомственной аристократии и непотомст-венных рабовладельцев. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному со-вершенству, постижению естественных правил уважения старших, сы-новней почтительности и дружбе с братьями (концепция «совершенного человека»).

  • Коллективный трактат «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н. э.).

Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной вы-двигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (по-средством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков), и также ратовали за незыблемость сословно-го деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, что-бы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»).

Характерно, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».

В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными авторы трактата считали регулирование государст-вом цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание госу-дарственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др.

Древняя Индия

  • Трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе «Учение о доходах» (IV–III вв. до н. э.). Его автор – Каутилья (советник царя Чандрагупты I) утверждал трудовое происхождение богатства и необходимость регулирования процессов распределения торговой при-были между купцами и государством. Государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение ис-точников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т. д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабст-ва», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время, либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный меха-низм, Каутилья выдвинул свой вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавли-ваемые нормативы прибыли в размере 5 и 10 % соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения. Все доходы сверх этого норматива должны были поступать государству.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни Древней Индии: с одной стороны, стремление сохранить патриархальные общинные отношения, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения, с другой – борьба стоящих за ними социальных слоев населения определили основную проблематику эко-номической мысли этой страны.

История экономических учений как наука

  1. Связь экономических учений с историей экономики и экономической политикой
  2. Проблема периодизации истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки
  3. Понятие школы и направления в истории экономической науки
  4. Функции истории экономических учений
  5. Методы дисциплины«История экономических учений»

Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья

  1. Общие черты экономической мысли Древнего мира
  2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
  3. Экономическая мысль Древней Греции
  4. Экономическая мысль в Древнем Риме
  5. Экономическая мысль средневековья
  6. Зарождение экономической мысли в России

Меркантилизм

  1. Предпосылки возникновения меркантилизма
  2. Сущность меркантилизма
  3. Этапы развития меркантилизма: монетарная система и теория активного торгового баланса
  4. Особенности меркантилизма в различных странах
  5. Значение меркантилизма

Становление классической школы

  1. Исторические условия возникновения классической школы
  2. Общая характеристика классической политической экономии
  3. Проблема границ классической школы
  4. Идеи У. Петти и П. Буагильбера — первых представителей классической школы в Англии и Франции

Развернутый анализ экономики свободной конкуренции в трудах А. Смита и Д. Рикардо

  1. Экономическое учение А. Смита
  2. Экономическое учение Д. Рикардо

Эволюция концепции классической школы

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сея
  2. Экономические идеи Т. Мальтуса

Завершение классической полиэкономии и становление социалистической экономической доктрины

  1. Экономические идеи Дж. Ст. Милля
  2. Экономические идеи С. Сисмонди
  3. Социалисты-рикардианцы

Экономическое учение К. Маркса

  1. Условия возникновения марксизма. Методология
  2. Теория стоимости, прибавочной стоимости и накопления

Историческая школа

  1. Ф. Лист и его учение о «национальном хозяйстве»
  2. Методология исторической школы
  3. «Старая» историческая школа в Германии
  4. «Молодая» («новая») историческая школа

Институционализм

  1. Предмет исследования и особенности методологии
  2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
  3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла
  4. Институционально-социологическое направление
  5. Социологическая школа во Франции

Маржиналистская революция и генезис неоклассики

  1. Понятие маржиналистской революции: причины, этапы и общее содержание
  2. Австрийская школа
  3. Теория обмена и ценообразования
  4. Теория ценности средств производства (теория альтернативных издержек и вменения)
  5. Теория капитала и процента Е. Бем-Баверка
  6. Английский вариант теории предельной полезности
  7. Теории обмена и предложения труда У. С. Джевонса
  8. Лозаннская школа
  9. Модель общего экономического равновесия
  10. Кембриджская школа
  11. Общая характеристика экономической системы А. Маршалла
  12. Принцип экономического равновесия и теория цены
  13. Вклад Маршалла в развитие основных принципов и категорий экономикс
  14. Американская школа. Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка

Пересмотр неоклассических традиций и новые направления исследований

  1. А. Пигу: вклад в развитие теории благосостояния
  2. Синтетическая концепция И. Шумпетера
  3. Методология и история экономического анализа
  4. Теория экономической динамики
  5. Концепция общественного развития
  6. Теории процента и денег
  7. Теории монополистической конкуренции
  8. Отличия подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон

Теоретическая система Дж. М. Кейнса

  1. Понятие «кейнсианская революция». Методологические позиции Дж. М. Кейнса
  2. Макроэкономическая модель Дж. М. Кейнса. Основные идеи книги «Общая теория занятости, процента и денег»
  3. Проблемы инфляции, цикла и мировой экономики в трактовке Кейнса
  4. Практическая программа Кейнса

Формирование кейнсианской традиции в экономической науке

  1. Неокейнсианство
  2. Значение неокейнсианских моделей роста
  3. «Неоклассический синтез»
  4. Упрощенная модель Кейнса
  5. Схема Хикса — Хансена
  6. Посткейнсианство. Его ветви
  7. Новое кейнсианство

Неолиберализм

  1. Неоавстрийская школа. Л. Мизес, Ф. Хайек
  2. Неоклассические теории экономического роста
  3. Западногерманский неолиберализм. В. Ойкен

Неоконсерватизм

  1. Общая характеристика неоконсервативных экономических теорий
  2. Американский монетаризм. М. Фридмен
  3. Экономическая теория предложения
  4. Основные положения теории рациональных ожиданий

Неоинституционализм

  1. Особенности методологии неоинституциональной теории
  2. Теории прав собственности, трансакционных издержек и фирмы
  3. Новая экономическая история
  4. Теория общественного выбора